Информационная экономика, бизнес, общество
Коллективный блог о влиянии информационных технологий на экономику, бизнес, жизнь общества, а также об Интернет и "новой" экономике

           
Для зарегистрированных пользователей:

Главная Теория информационной экономики Отличительные свойства сетевых благ и эффект ловушки





Отличительные свойства сетевых благ и эффект ловушки
Теория информационной экономики
24.10.2010 11:21
Разместил(а): Administrator


В современной экономике, которую многие ученые называют информационной, все большую роль играют сетевые блага. Сетевыми благами называют информационные продукты и средства коммуникаций, то есть товары новой эпохи, которые обладают особенными свойствами по сравнению с традиционными товарами.

Во-первых, сетевые блага взаимосвязаны между собой, поэтому каждая новая единица сетевого блага увеличивает ценность других сетевых благ. Например, чем больше у населения мобильных телефонов, тем больше ценность каждого из них, поскольку, число взаимодействий, которые можно создать с помощью телефона увеличивается.  То же самое относится и к социальным сетям.  Каждый новый участник социальной сети «Вконтакте» увеличивает ценность этой сети. Поэтому, мы часто наблюдаем, что распространение подобных благ происходит в геометрической прогрессии.

Во-вторых, сетевые блага требуют применения стандартов, поскольку одним из главных требований потребителя к сетевому благу является его совместимость с другими благами, которыми обладают участники сети. То есть, если у всех ваших друзей  и  других участников социальных сетей, в которых вы состоите, стоит программное обеспечение определенного стандарта, вам не имеет смысла использовать другой стандарт.

Стандарт – это «язык», на котором вы общаетесь с другими участниками сети.  Кстати, язык, который мы используем в устной речи – это тоже сетевое благо. Чем больше людей в ваших социальных сетях понимают этот язык, тем его ценность выше.

В силу различных причин, в частности, из-за географической и информационной обособленности субъектов, в сетях появляется несколько разных стандартов. Как только различные сети начинают взаимодействовать и объединяться, между стандартами начинается конкуренция. Участники сетей выбирают для себя тот стандарт, который приносит наибольшую полезность.  Полезность же стандарта определяется его распространенностью в тех сетях, участниками которых являются потребители. Поэтому, стоит стандарту занять лидирующие позиции, он сразу начинает резко вытеснять с рынка своих конкурентов. Например, стандарты Microsoft, стандарт USB и т.п.

На степень конкуренции между стандартами влияет степень обособленности сетей,  стоимость перехода на новый стандарт, а также наличие возможности пользоваться несколькими стандартами одновременно.

В-третьих, тиражирование сетевых благ является практически бесплатным по сравнению с их созданием, то есть, для сетевых благ эффект  экономии от масштаба производства проявляется особенно сильно.  Причиной этого является преобладание интеллектуальной и информационной составляющей в  себестоимость сетевого блага. Этот эффект приносит выгоду не только производителям, а всем потребителям, которые пользуются данным сетевым благом.

Кроме того, легкость тиражирования приводит к тому, что сетевые блага становятся практически бесплатными. Их производители получают выгоду не за счет продажи этих благ, а за счет вовлечения потребителя в сеть, которую они контролируют.  Например, в настоящий момент идет война между бесплатными веб-сервисами и платными программами (между философией бизнеса Google и Microsoft), причем события развиваются явно не в пользу последних.  Веб-сервисы готовы бесплатно предоставлять услуги в обмен на то, что потребитель этих услуг становится участником их сети.

Распространению сетевых благ мешают и одновременно помогают так называемые сетевые ловушки. Речь идет о том, что став участником одной из сетей и выбрав определенный стандарт, потребителю очень трудно отказаться от него и переключится на другой, пусть даже более эффективный вариант.

Действие эффекта ловушек приводит к тому, что стандарт, ставший лидером, очень быстро распространяется на рынке, поскольку новые пользователи вынуждены к нему подключаться. Ведь у них нет другого выхода.  Если все ваши друзья используют для общения Твиттер, то вам не остается других вариантов, кроме как также зарегистрироваться в этой службе.

С другой стороны, эффект ловушки, затрудняя переход пользователей от одной  сети к другой, мешает объединяться сетям.

Американские экономисты К. Шапиро и X. Вэриан выделяют следующие основные причины, по которым переход от одной сети к другой затруднен для потребителя:

1.Издержки обучения. Для того, чтобы перейти на использование другого блага надо затратить усилия на обучения новым стандартам взаимодействия. Например, латинская раскладка клавиатуры, которой пользуется весь мир, появилась из-за того, что расположение символов в алфавитном порядке вызывало сцепление рычагов первых печатных машинках. Для машинки Ремингтон 1, разработали раскладку, которая уменьшала вероятность сцепления. Хотя современные клавиатуры не имеют рычагов и данная проблема давно уже пропала, мы до сих пор использует эту раскладку. Просто создание новой раскладки, возможно объективно более удобной, потребует огромных издержек на переобучение у миллионов людей.

2.Издержки на изменение форматов хранения и представления существующей информации. То есть, переход на новое программное обеспечение может потребовать преобразование всех существующих файлов в другой формат.

3. Издержки подключения. Подключение к  новой сети может привести к тому, что потребитель будет вынужден отказаться от использования оборудования, которое не соответствует новым стандартом и приобрести новое.

4.Издержки потери лояльности. Переход на использование нового сетевого блага может привести к потере всех привилегий, которые потребитель получал в старой сети. 

Автор: Тагаров Б.Ж., к.э.н.

 



Журнал о товарах и услугах. Описание услуг.
rsk-mtk.ru
Системы автоматизации. Системы автоматизации ресторанов.
hotelstartup.ru




Здесь вы найдете статьи о таких понятиях как: информационный рынок, сетевое предприятие, сетевая экономика, асимметрия информации, постиндустриальная экономика и общество, электронная коммерция и интернет торговля. Кроме того, рассматриваются проблемы развития интернет и информационной экономики в России, инновационнное развитие России и вопросы внедрения новых технологий.
E-mail администратора: batot@rambler.ru При использовании материалов сайта активная гиперссылка на источник обязательна