Разместил(а): Administrator В основе современных управленческих технологий лежит представление о рыночном производстве как о системе использования и распределения редких ресурсов. Однако если некоторая ценность может существовать и обращаться в цифровой форме, она утрачивает свою природу редкого ресурса: число одновременно пользующихся ею (ее копиями) лиц ограничивается лишь возможностями технической инфраструктуры.
Проблема экономического пиратства связана с тем, что защита цифрового продукта (не являющегося редким ресурсом) требует использования редких ресурсов - трудовых и интеллектуальных затрат, то есть экономически не выгодна. В результате интеллектуальная собственность, будучи отчужденной в виде информационной цифровой модели, теряет свое свойство редкого ресурса.
Таким образом, отрасли экономики, связанные с цифровыми продуктами, имеют дело с производством и распределением товаров, имеющих ценность, но не являющихся редким ресурсом. Более того, за счет сетевого эффекта ценность этого ресурса возрастает с увеличением количества потребителей, пользующихся ресурсом. Поэтому перед экономической наукой встает вопрос, как организовать хозяйственную деятельность в условиях рынка, не позволяющего контролировать распределение товара.
Решение этой задачи в условиях рыночной экономики состоит в построении рынков вокруг некоммерчески обращающихся ресурсов. При этом изобильный ресурс жестко увязывается с редким ресурсом, например - взаимное внимание производителя и потребителя. На торговле вниманием потребителя построен рекламный бизнес в Интернет. Установление долгосрочных отношений с клиентами - цель компаний, занятых в информационном и программном бизнесе. Создание таких же прямых и долгосрочных отношений должно стать задачей любого предприятия, входящего в сетевую экономику.
Большинство исследований традиционно рассматривает два механизма управления субъектами экономической деятельности:
-рыночный, при котором основной целью субъекта является извлечение прибыли, а внешней средой является рыночная стихия;
-командный, при котором основной целью субъекта является выполнение заданий вышестоящего звена, а внешней средой - строгая вертикальная структура.
В реальной практике хозяйственной деятельности предприятий используются комбинации обеих форм управления. При рыночной форме управления субъекты экономической деятельности вступают в отношения "продавец-покупатель" и "производитель-конкурент". При командной форме управления - в отношения "руководитель- подчиненный". Однако в процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают и в форму отношений "партнер-партнер". Это происходит при создании всевозможного рода ассоциаций, конфедераций и т.п., а также при заключении договоров о сотрудничестве для выполнения проектов, которые предприятие не может или не хочет выполнять самостоятельно в силу ограниченности ресурсов или желания разделить риски.
Поскольку отношения типа "партнер-партнер" предполагают бесконфликтность и дружественность участников, то их реализация редко подвергается научному анализу. Однако представляется, что именно такая форма отношений наиболее характерна для сетевой экономики и является основой сетевой формы управления.
Подчеркнем еще раз, что как в рыночной, так и в сетевой экономике при ведении конкретной хозяйственной деятельности присутствуют все три формы управления: рыночная, командная и сетевая; но их соотношение различно и зависит от конкретных целей предприятия. Проанализируем условия сосуществования и взаимозависимости сетевой, рыночной и командной форм управления.
д. экон. н., проф. Куперман В. Г.
www.tspu.tula.ru |