Явное, или кодифицированное знание - это
привычное нам знание, которое можно изложить в учебниках, книгах, на других
носителях, высказать словами и т.д. Однако мы можем знать больше, чем можем
высказать. Та часть знаний, которую нельзя не только изложить на бумаге или
других носителях, но и даже высказать словом, будет скрытым, или
некодифицированным знанием.
Скрытое знание оказывается личным, специфическим
для контекста, в котором конкретное лицо - носитель этого знания - находится.
Именно поэтому его трудно кодифицировать и передавать от одного субъекта к
другому. К числу скрытых знаний можно отнести субъективные прозрения, интуицию,
идеалы, ценности и даже эмоции отдельного индивидуума. В связи с
противопоставлением явного и скрытого знаний авторы выделяют четыре
познавательных процесса, протекающих в организации.
Социализация (socialization) -
это процесс передачи скрытого знания от одного члена организации к другому.
Такая передача знания осуществляется без использования языка посредством,
например, наблюдения одного человека за другим. Этот невербальный процесс
играет важную роль в японских компаниях.
Экстернализация
(externalization) - процесс превращения скрытого знания в явное. Этот вид
превращения осуществляется при помощи необычного использования языка, различных
метафор, аналогий и играет важнейшую роль.
Комбинирование (combination) -
традиционный для Запада способ передачи явных, кодифицированных знаний от
одного человека другому, например,при помо-щи книг, газет, лекций, компьютерных
технологий.
Интернализация (internalization)
- превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством
практического выполнения какой-то деятельности: обучение действием (learning by
doing).
Последовательное чередование этих четырех процессов создает спираль
знаний. Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в
том, чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали.
Па материалам статьи Юрия Адлера и Евгения Черных "Управление знаниями: новые акценты поиска источников конкурентных преимуществ " www.mc.misis.ru
Здесь вы найдете статьи о таких понятиях как: информационный рынок, сетевое предприятие, сетевая экономика, асимметрия информации, постиндустриальная экономика и общество, электронная коммерция и интернет торговля. Кроме того, рассматриваются проблемы развития интернет и информационной экономики в России, инновационнное развитие России и вопросы внедрения новых технологий.