Информационная экономика, бизнес, общество
Коллективный блог о влиянии информационных технологий на экономику, бизнес, жизнь общества, а также об Интернет и "новой" экономике

           
Для зарегистрированных пользователей:

Главная Теория информационной экономики Истоки экономики информации: Яков Маршак





Истоки экономики информации: Яков Маршак
Теория информационной экономики
01.04.2010 13:16
Разместил(а): Administrator

У истоков экономики информации стоял целый ряд видных ученых, среди которых имя Якова Маршака (1898-1977) упоминается наиболее часто. Он достоин того, чтобы остановиться на его работах подробнее и принять их за точку отсчета.

Я. Маршак родился в России, в молодости был активным меньшевиком и при царском режиме подвергался репрессиям. Затем стал министром труда марионеточной республики терских казаков на Северном Кавказе, а в 1919 г. эмигрировал.

Вступив в сообщество меньшевиков Веймарской Германии, он объединил свое марксистское образование с интересом к проблемам колебания конъюнктуры и к эконометрике, которая тогда еще только зарождалась. После прихода Гитлера к власти Маршак со многими своими коллегами уехал в США. Там, возглавив в 1943 г. Комиссию Коулза, ставшую одним из наиболее важных "инкубаторов" экономической мысли эпохи, он повлиял на формирование многих достойных экономистов, в частности, таких известных, как К. Эрроу и Р. Раднер.

Работы Маршака, которые считаются основополагающими для экономики информации, написаны в начале 1950-х годов, даже если и увидели свет позднее. Они касаются главным образом проблем общения и движения информации внутри групп. Эти работы были опубликованы в книге об экономической теории групп, написанной совместно с Р. Раднером, которая остается одной из наиболее широко цитируемых.

Как и следовало ожидать от Маршака, имея в виду его политические пристрастия, он был противником австрийской школы и в особенности идей Л. фон Мизеса, но логика его критики сильно отличается от аргументации первоначального противника Мизеса - О. Нейрата. Если Нейрат считал, что экономический расчет при выборе в условиях неопределенности неосуществим, то Маршак придерживался противоположной точки зрения. Его оппозиция либерализму связана с реальной возможностью такого расчета. И если Мизес утверждал, что только рыночный механизм способен определить цены, необходимые для экономических вычислений, то Маршак, как и О. Ланге, доказывал, что институты, в данном случае тресты или монополии, лучше рынка справятся с этой задачей. С 1923 г. Маршак рассматривал цены (в смысле относительных цен) как основной источник информации. Это обстоятельство окажет значительное влияние на все последующие его работы.

Общение с неовальрасианцами в Комиссии Коулза привлекло внимание Маршака к научным построениям неоклассического типа, что отнюдь не вступало в противоречие с его социально ориентированной позицией. Он становится сторонником теории выбора в условиях неопределенности, основанной на теории ожидаемой полезности, и формулирует аксиому независимости.

В статье 1954 г., посвященной экономической теории организаций и информации, Маршак определяет пять возможных уровней согласованности интересов, из которых выводит типологию организаций. Эти уровни классифицированы следующим образом:

(A) - предварительный порядок предпочтений агентов полон;

(B) - интересы внутри группы транзитивны;

(C) - интерес группы полностью соответствует интересам ее членов;

(D) - предпочтения группы полны;

(E) - внутри группы существует принцип солидарности.

Маршак использовал данную классификацию для разработки типологии групп:

если выполняется (А), то индивиды считаются рациональными;

если - (А), (В) и (С), то группа называется коалицией;

если - (А), (В), (С) и (D), то группа называется учреждением (fondation);

если - (А) - (Е), то группа представляет собой команду.

Эта классификация используется Маршаком для выявления возможных способов организации и в конечном счете природы информационных проблем, с которыми сталкиваются различные типы групп.

Типология, предложенная Маршаком, явно предполагает, что все интересы членов групп расположатся в одном и том же пространстве. Но достаточно допустить существование различных пространств, иначе говоря, различных средоточий интересов для индивидов, и прежняя взаимосвязь групп рушится. Между тем в реальном мире наличие неодинаковых, иногда противоположных интересов - факт, такой же, как существование устойчивых групп. Предложенная Маршаком типология является не только упрощенной, но и ошибочной.

Во-первых, в своем анализе групп Маршак предполагал, что все издержки сбора или обработки информации возложены на одного единственного индивида. Если предположить теперь, что издержки сокращаются, стоит только двум или более членам группы обработать информацию совместно, то структура групп меняется. Если представить группы как коллективные системы обработки информации, которые позволяют каждому члену экономить на ее сборе и проверке, то наличие устойчивых групп можно допустить и без гипотетической общей цели (если подразумевается минимизация затрат). Сотрудничество в этом случае оправдано само по себе.

Во-вторых, для Маршака существуют только одномерные интересы и соответствующие им сигналы. (Для него сигналы суть цены.) Но если предположить, что сигналы, которые наблюдаются и обрабатываются, приходят из пространств разной размерности, то считать каждого агента одинаково приспособленным для решения этой задачи было бы абсурдным. Логично, напротив, допустить, что одни агенты обрабатывают некоторые типы сигналов более эффективно, чем другие, и наоборот. Если важная для группы информация требует синхронной обработки различных сигналов, иначе говоря, если единицы информации комплементарны и не замещают друг друга, то взаимная специализация участников, по логике разделения труда, оправдывает существование группы, общая эффективность которой превосходит сумму эффективностей ее членов.

По материалам статьи:
Ж.Сапир. Экономика инфорации: новая парадигма и ее границы. // Вопросы экономики. №10, 2005.

 



Архивные папки, тубусы, коробки из картона, микрогофрокартона и пр
f-lens.ru




Здесь вы найдете статьи о таких понятиях как: информационный рынок, сетевое предприятие, сетевая экономика, асимметрия информации, постиндустриальная экономика и общество, электронная коммерция и интернет торговля. Кроме того, рассматриваются проблемы развития интернет и информационной экономики в России, инновационнное развитие России и вопросы внедрения новых технологий.
E-mail администратора: batot@rambler.ru При использовании материалов сайта активная гиперссылка на источник обязательна