Разместил(а): Administrator При проведении методологического семинара по теме «асимметрия
информации», мне был задан вопрос: «В целом, в современном обществе асимметрия
информации снижается или увеличивается?». Попытаюсь дать чуть более развернутый
ответ.
Факторы, понижающие асимметрию:
1.Рынок создает институты, повышающие его информационную
состоятельность, например, рейтинговые агентства, стандарты качества, биржи,
дилерство и т.п.
2.Государство также создает институты, снижающие асимметрию,
например, лицензирование, сертификацию, систему госстандартов, правовое поле,
регулирующее отношения продавца с покупателем и т.п.
3.Развивается рынок информации, который, за определенную
плату, позволяет сделать более
правильный выбор.
4.Развивается информационная инфраструктура, позволяющая
снизить издержки на получение информации.
Факторы,
увеличивающие асимметрию:
1.Товар становится все больше и они обновляются все чаще,
поэтому репутация-опыт замещается репутацией-стереотипом. То есть, репутация
товара внушается покупателю с помощью рекламы и пиар.
2.Привычные критерии качества, такие как полезность и
надежность, теряют свое значение, как
основа для потребительского выбора. Гораздо большее значение начинают играть
социальные факторы: «модно», «круто», «стильно». То есть потребление становится
все более показным.
3.Часто потребитель не может оценить качество товара не
только при его приобретении, но и при использовании. Особенно, это касается
сферы услуг, которая занимает все большую долю в ВВП.
4.Государство пытается развить институты снижающие асимметрию,
а продавцы плохих товаров, создают институты повышающие ее, например,
деривативы.
5.Государственные, да и рыночные институты, снижающие
асимметрию, сами подвержены ее негативным эффектам, особенно проблеме
принципал-агент.
6.Товары, услуги и структура рынка усложняется, что делают
понимание качества их работы все более недоступным для покупателя.
7.Развитие информационных технологий позволяет в большей степени манипулировать потребителем.
Вывод: факторы, увеличивающие асимметрию, преобладают. Значит, она увеличивается. |