Разместил(а): Administrator 1. Реальные и виртуальные сети (физические и метафорические)
Реальные
сети имеют физические связи (телефоны, банкоматы, интернет).
Виртуальные сети связаны стандартами и протоколами (собственники
автомобилей данной марки, выпускники данного университета, пользователи
данного программного продукта)
2. Что такое сеть в экономическом смысле
- сеть существует, когда ценность продукта для потребителя возрастает с ростом числа потребителей этого продукта
-
каждый новый потребитель продукта не только извлекает из него частную
выгоду, но и создает общую выгоду для существующих потребителей
3. Оптимальный размер сети
Размер
сети зависит от ожиданий потребителей. Неоптимальный размер достигается
в результате неполной информированности потребителя о будущих действиях
других потенциальных потребителей. В пределе, если все потребители
предполагают отсутствие спроса, равновесный (но не оптимальный!) размер
сети равен нулю.
4. Ценность сети зависит от числа связей между ее элементами.
Закон
Меткалфа: «Ценность сети возрастает пропорционально квадрату числа ее
пользователей», поскольку если в сети N участников, между ними возможно
N(N-1) связей. Соответственно, сети характеризуются медленным развитием в
начале и резким ростом по достижении некой критической точки.
5. Положительная обратная связь
Большие
сети растут еще быстрее, рост становится основной стратегической целью.
При этом достигается не только традиционная экономия от масштаба со
стороны предложения, но и экономия от масштаба со стороны спроса за счет
сетевых эффектов.
6. Закон ДеЛонга (корректировка закона Меткалфа):
«При
построении сети вы стараетесь в первую очередь установить наиболее
ценные связи». Например, телекоммуникационные компании начинают с охвата
наиболее населенных городских территорий, поскольку издержки на
подключение удаленных пользователей будут выше. Вывод: сети могут
демонстрировать как возрастающие, так и снижающиеся темпы отдачи
инвестиций.
7. Выбор стандарта и качество продукта
Пользователи
могут сталкиваться со значительными издержками смены стандартов. Даже
если все пользователи в будущем выиграют от нового стандарта,
существующим пользователям придется заплатить за переход к нему.
Зависимость от технологической предыстории и «захват заложников» могут
привести к сохранению устаревшей технологии или стандарта.
8. Что такое экстерналии (внешние эффекты)
Внешние
эффекты - это влияние действий экономических субъектов, участвующих в
данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в данной сделке.
Таким образом, экстерналии не находят отражения в рыночном механизме
ценообразования, приводят к снижению эффективности его работы и,
следовательно, к неоптимальному размещению благ в экономике (провалы
рынка).
9. Провалы рынка
- сетевые экстерналии могут вызывать провалы рынка
-
сети могут не достигать своего оптимального размера из-за того, что
экономические агенты не учитывают общую выгоду при принятии
индивидуальных решений
- сети, в которых конкурируют несовместимые
стандарты, могут сдвигаться в направлении объективно худшего, но
завоевавшего начальное преимущество стандарта
10. Некоторые
экономисты утверждают, что существование сетевых экстерналий оправдывает
внесение изменений в антимонопольное законодательство, законы об
экономическом регулировании и авторских правах. Другие призывают к
осторожности в этой сфере, утверждая, что провалы рынка случаются крайне
редко, примеры одобрения худших стандартов неубедительны, а гос.
регулирование приносит больше издержек, чем выгоды.
Использован материал лекций "Internet for Business Economists" (с) Guy Judge, University of Portsmouth
Источник |