Разместил(а): АнЧи
«Тунеядцу воздается должное…»
из статьи о вручении Нобелевской премии по литературе И.Бродскому
В 2000-е годы произошел существенный рывок в накоплении социального и культурного капитала человечества, что послужило основанием для развития новых технологий, в которых человеческий капитал начинает играть роль основного фактора производства.
Возникновение новых условий производства предопределило развитие информационно-коммуникационных технологий, в которых информация выполняет системообразующую роль и создает новый тип продукции, чем являются сами общественные отношения.
В сложившейся ситуации возникает потребность по новому осмыслению производственного процесса, его элементов и моделей организационного взаимодействия для возможности управления и координации деятельностью в заданных условиях.
Из существующего множества вариантов описания производственной системы, междисциплинарный метаэкономический подход склоняется к рассмотрению производства как формы кооперативного поведения, которое протекает в соответствии с принципами, характерными для неорганических систем.
Любой живой организм представляет собой иерархию достаточно автономных подсистем, в которой исходящие от верхнего уровня сигналы управления не имеют характера жестких команд, но предопределяют переходы подсистем из одного режима функционирования к другому. Иерархическое устройство сложных живых систем, которые представляют собой ансамбль связанных подсистем более простого строения, позволяет избежать неустойчивостей и нежелательной динамики, которые неизбежно возникают в сложных системах с жестким централизованным управлением.
Наиболее очевидная особенность биологических систем заключается в том, что они способны к самоорганизации, т. е. спонтанному образованию и развитию сложных упорядоченных структур. Это не противоречит законам термодинамики, поскольку все живые биологические системы не являются замкнутыми и обмениваются энергией с окружающей средой. Энтропия, служащая мерой беспорядка, может уменьшаться в открытых системах с течением времени. (А.Ю.Лоскутов. «Синергетика и нелинейная динамика: новые подходы к старым проблемам»).
На базе статических методов был выведен ряд законов для развития неорганических систем, которые получили название Законы развития технических систем. (Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: «Советское радио», 1979).
Законы развития технических систем - это комплексы статистически достоверных линий развития, описывающих закономерный последовательный переход систем из одного конкретного состояния в другое и справедливых для всех технических систем или их больших классов.
Техническая система (ТС) - это материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов (составных частей, различающихся свойствами, проявляющимися при взаимодействии) объединённых связями (линиями передачи единиц или потоков чего либо) и вступающих в определённые отношения (условия и способы реализации свойств элементов) между собой и с внешней средой, чтобы осуществить процесс (последовательность действий для изменения или поддержания состояния) и выполнить функцию ТС (цель, назначение, роль). ТС имеет структуру (строение, устройство, взаиморасположение элементов и связей, задающее устойчивость и воспроизводимость функции ТС). Каждая составная часть ТС имеет индивидуальное функциональное назначение (цели использования) в системе.
В технической системе выделяют такие типовые подсистемы, как:
· рабочий орган;
· трансмиссия;
· источник энергии;
· система управления.
Исходя из того, что производственная система является моделью кооперации живых организмов в более крупной социальной системе, на нее также распространяется действие Законов развития технических систем разработанных Г.С. Альтшуллером.
Любая производственная система проходит следующие этапы развития:
§ Нулевой этап развития системы заключается в том, что когда система отсутствует, для удовлетворения потребности человек выполняет функции на всех уровнях
§ Создание новой системы приводит к вытеснению человека с исполнительного уровня. Система часто появляется как простое орудие - рабочий орган. Она берет на себя исполнительные функции. Человек служит для такой системы источником энергии, трансмиссией и системой управления.
§ С развитием система обзаводится собственным источником энергии или получает энергию из надсистемы, которая образуется вокруг и составляет сетевую структуру вокруг системы. Человек принимает на себя функции управления системой.
§ Последовательное развитие технических систем, приводит к вытеснению человека из системы управления. Происходит переход к самоуправлению или системой начинает управлять надсистема. Человек при этом отстраняется от оперативного управления и оставляет за собой только функцию принятия решений.
§ C этой позиции человека вытесняет автоматизация. Система или ее надсистема начинают принимать решения самостоятельно. Человек вытесняется из системы и переходит к управлению надсистемой.
Подобный процесс также описывается с использованием эконометрических моделей.
Производственная функция Кобба–Дугласа, описывающая процесс производства, имеет вид:

В зависимости от значения параметров модели влияющих на поведение основных показателей в пределе, модель может стремится, либо к модели Солоу, либо к модели Чернова – Ущева (Ущев, Чернов 2007.) с неоднородным капиталом. Последнее зависит от .
При условии, что на траектории сбалансированного роста ВВП (Y), физический капитал (K), роботизированный капитал (R), и обобщенный труд ( L + R ) растут одинаковым постоянным темпом роста. Значения в свою очередь зависят от соотношения y > n, где y – некое барьерное значение сбалансированного роста.

Фактор живого труда L в пределе перестает оказывать влияние на поведение модели, и модель сводится к системе уравнений, соответствующей модели Чернова–Ущева с двумя видами капитала: K и R.
Данный пример отражает процесс вытеснения человеческого труда из производственной системы с увеличением использования роботизированного труда.
Подобное же явление описывается в Законе вытеснения человека из ТС, что является частным случаем (механизмом) Закона повышения полноты ТС. Поскольку производственная система, даже с высокой степенью автоматизации операций, не способна выполнять все необходимые функции, часть функций переносятся на доступные элементы надсистемы. Надсистемой для процесса товарного производства и производства услуг является социальная организация.
В процессе вытеснения человека как элемента из производственной системы происходит одновременный перенос производственных функций человека на общественную организацию. Таким образом, развиваются новые организационные схемы, которые создают комбинированный поток труда-знаний на предприятии и совместно участвуют в создании прибавочной стоимости.
В организационной системе этот эффект проявляется стиранием грани между функциональной и образовательной единицей. Обретают смысл такие понятия как проектный поход, корпоративный университет, субподряд (фриланс), непрерывное образование, растет роль неформальных видов активности, таких как хобби, корпоративные тренинги, корпоративная культура, внутрикорпоративная сетевая коммуникация.
В отношении человеческого труда, действие комбинированных систем проявляется в трансформации социального пространства, где производительный труд лишается своей роли в основных факторах производства. Место труда здесь занимает комбинированная система, которая основана на схеме организации человеческих капиталов в единый процесс производства-потребления. Создаются условия, для стирания диспозиций производитель-потребитель и образования новых образов деятельностей и технологий.
Этот процесс протекает вне сетки сложившихся стоимостных отношений и разрывает эту систему. С точки зрения традиционной экономической теории такая совокупность игровых коммуникативных связей выглядит как симуляция производственного процесса. Учитывая масштабы и роль данного явления в процессе производства, можно говорить о возникновении новой модели ценообразования характерной для информационной экономики.
Симуляция – это тип имитации, создание видимости наличия явления или его элементов. Производимая в рамках формального рабочего процесса она становится условием для возникновения систем, в которых формальные и неформальные элементы процесса объединяются и создают предпосылки для организации новых схем и способов деятельности.
Симуляция протекает в виде деятельности как таковой, и содержит значительную часть действий прямо не относящихся к производственному процессу. Подобные действия, всегда заключенные в определенные общественные формы, в конкретных условиях места и времени, содержат признаки общественных отношений. Таким образом, преобладание элементов общественных отношений в производственном процессе совмещает процесс производства с общественным потреблением, чем и придает всему устройству комбинированной системы естественно- искусственный характер.
Описание инновационного процесса в этой связи раскрывается в терминах нетоварного производства, ориентированного на потребительную стоимость. Практика калькуляции себестоимости, обозначающая меновую стоимость, в такой системе утрачивает экономический смысл, так как комбинированная (симулятивная) трудовая практика не может быть сведена к цикличности производственного цикла.
Нетоварное производство здесь следует понимать как разные виды деятельности, совмещаемые членами условной производительной единицы (научное, сетевое сообщество, группа единомышленников, рабочий коллектив, семья и т. д.) с другой деятельностью (мелкотоварное производство, хобби, неофициальные услуги — фриланс или субподрядный заказ).
Участие общественных отношений в процессе производства создают условия для формирования идентичности потребителя, следовательно, процесс производства прибавочной стоимости, становится кодифицирующей деятельностью символического порядка. Основной акцент в проектировании данного контекста отводится процессу работы с информацией, типами технологических связей и схем построения смысловых цепей.
Историческую параллель в данном случае можно провести с интуитивными описаниями К. Маркса, который предвосхищает будущую замену производства капитала производством человека как выразителя общественных отношений и главного производительного фактора.
|