Разместил(а): Administrator
Азбука работы SaaS активно изучается всеми игроками рынка:
разработчиками, провайдерами, потенциальными пользователями услуги. И
хотя российский рынок SaaS-услуг пока не велик по объемам продаж, год от
года он постепенно наращивает обороты.
Возможность экономии затрат на
ПО, используемом по модели SaaS, очевидна, но с чего начать, какое
программное обеспечение лучше арендовать, а какое стоит закупить и
установить у себя в офисе, как выбрать арендодателя софта и не ошибиться
с выбором?.. На эти вопросы мы попросили ответить представителя
ведущего отечественного разработчика программных продуктов в аренду –
компании «1C-Битрикс». Наш собеседник – руководитель направления
арендных решений «1C-Битрикс» Александр Демидов.
Александр, разговоры о SaaS на российском рынке идут с 2008 г.
Тем не менее, могли бы Вы в двух словах рассказать о SaaS как
бизнес-моделе? Изменилось ли отношение к SaaS в России за последние два
года?
Основная идея SaaS – аренда программного обеспечения. Во-первых, клиент
не покупает дорогую лицензию, разово выделяя в бюджете значительную
сумму, а лишь вносит небольшую арендную плату (чаще всего – ежемесячно),
чтобы получить доступ к нужному ПО. Во-вторых, пользователь не
занимается установкой, настройкой софта и дальнейшим его обслуживанием,
все эти задачи решает провайдер, обеспечивая клиенту только доступ через
интернет к программе.
Бизнес-модель основана на том, что небольшим компаниям и тем более –
частным лицам - гораздо проще платить не очень большую сумму ежемесячно,
чем разово выделить значительные средства на покупку лицензии. Размер
платежей меньше, но зато их количество – значительно больше. Компании,
продающие достаточно дорогое программное обеспечение, запуская арендные
решения, охватывают ту аудиторию компаний малого и среднего бизнеса,
частных лиц, к которой раньше не имели доступа.
Если говорить об отношении к SaaS в России, то оно, конечно, меняется.
Два года назад мало у кого было четкое понимание, что же это такое. Если
эта тема и интересовала потенциальных заказчиков, то вопросов было
больше, чем ответов: было очень мало предложений услуг, реализованных по
модели SaaS, очень остро стоял вопрос доверия своих данных провайдерам,
вызывали опасения технические ограничения (бесперебойный
высокоскоростной доступ в Интернет).
Постепенно все эти вопросы решаются. Все больше появляется интересных
предложений от поставщиков услуг, Интернет становится доступен повсюду
(зачастую – через нескольких провайдеров одновременно), меняется
отношение к идее SaaS в целом: заказчики уже не относятся к идее аренды
софта как к экзотике, постепенно начинают пробовать использовать в
бизнесе те или иные SaaS-решения (иногда, правда, даже не догадываясь о
том, что выбранный ими сервис – именно SaaS; так может быть, например, с
корпоративной почтой, доступ к которой обеспечивает хостинг-провайдер).
Зачем бизнесу брать софт в аренду? Какой софт стоит (можно) брать в аренду и что более выгодно арендовать?
Рассматривая возможность аренды того или иного софта, стоит
четко понимать, какие задачи может решить именно аренда, в чем будет ее
преимущество по сравнению с покупкой лицензии.
Первая – самая очевидная задача – желание сэкономить на
программном обеспечении. Нет необходимости выделять значительные
средства в бюджете, нет расходов на внедрение и поддержку.
Вторая возможная задача – необходимость использования того
или иного софта для поддержки своего бизнеса (это может быть, например,
корпоративная почта, CRM, интранет-система) в условиях отсутствия
технических специалистов в компании и выделенного оборудования.
Если перед компанией стоят такие задачи, и при этом на
рынке существуют предложения аренды ПО с подходящим функционалом, то,
конечно, стоит обратить на них внимание.
Что крайне важно, арендная модель предполагает очень быстрый запуск
услуги. От момента заказа услуги у провайдера до начала работы с ней
может пройти буквально несколько часов.
При этом финансовые риски клиента сведены к минимуму. Обычно при заказе
услуги у провайдера пользователь получает полнофункциональный продукт,
который работает в бесплатном триальном (прим. ред. – демонстрационном)
режиме. Еще до поступления оплаты можно получить работающую услугу.
Это дает возможность выбрать именно тот продукт, ту услугу, которая будет максимально удобна и функциональна.
Таким образом, арендная схема дает возможность очень быстро и дешево
выбрать решение для задач заказчика – можно попробовать в работе каждый
из существующих вариантов без каких-либо затрат (как финансовых, так и
временных).
В случае перехода на SaaS-модель данные компаний-клиентов
находятся на серверах провайдера. И здесь важную роль начинает играть
вопрос доверия провайдеру услуги. Ваш рецепт того, как выбрать
«правильного» хостинг-провайдера. Что должно входить в зону его
ответственности?
Вопрос доверия провайдеру складывается из разных составляющих. Первая
– сугубо техническая. Тот софт и та техническая площадка, на которой он
установлен, которые используются для организации SaaS-услуги, должны в
обязательном порядке иметь все технические средства, обеспечивающие
безопасность и сохранность пользовательских данных. Шифрование
передаваемых данных с помощью SSL, возможность использовать одноразовые
(составные) пароли, журналирование (прим. ред. - ведение специальных
протоколов работы) всех выполняемых в системе действий, обновление
системного ПО, обязательное регулярное создание резервных копий и т.п. –
все это должно быть (и будет) стандартом де-факто для любого
арендуемого решения.
Второй аспект – доверие самому провайдеру своих данных.
Выбирайте провайдера с хорошей репутацией, ориентируясь на его историю, количество клиентов, их отзывы.
Провайдер должен декларировать сохранность и конфиденциальность
информации клиентов в договоре с ними и отвечать за это в рамках этого
же договора. На самом деле, любой серьезный провайдер как никто другой
заинтересован в обеспечении максимальной безопасности данных клиентов.
Любой случай утечки или потери информации скомпрометирует весь его
бизнес и нанесет существенный урон.
Какие существуют модели аренды? Как определить наиболее выгодную модель для своей компании?
С точки зрения предоставления услуг клиентам можно выделить две модели:
первая - разработчик софта сам становится провайдером, предоставляющим
свой продукт в аренду. Вторая – разработчик предоставляет готовую для
аренды платформу партнерам – хостинг-провайдерам, а те уже продают
услугу конечным клиентам.
Вторая схема кажется нам более интересной. Мы сами предоставляем в
аренду наш продукт «1С-Битрикс: Корпоративный портал»: мы даем нашим
партнерам – хостинг-провайдерам – техническую платформу, на
которой работает услуга, и конечные клиенты арендуют «Корпоративный
портал» уже у них.
В такой схеме услуга получается максимально качественной – каждый
делает то, что умеет делать хорошо. Разработчик обеспечивает широкий
функционал, партнер-хостер предоставляет техническую площадку и
обеспечивает ее обслуживание (поддержка, резервное копирование и т.п.)
Кроме того, в партнерской схеме одну и ту же услугу будут предоставлять
несколько разных провайдеров. И у клиента всегда будет возможность
выбора наиболее привлекательного для него поставщика.
Один из краеугольных вопросов внедрения
ИТ-инноваций – это вопрос информационной безопасности технологии.
Каким образом он решается в SaaS: бэкапы (резервное копирование),
защита данных, шифрование?
Конечно же, будут использоваться все средства, о которых мы
уже говорили ранее. И бэкапы, и шифрование, и все остальные
инструменты, которые позволят обеспечить сохранность и безопасность
пользовательских данных.
Ваша компания – разработчик ПО, в том числе SaaS-решений. В
чем для хостинг-провайдеров заключаются преимущества сотрудничества с
вами? Почему это интересно вам? В чем выгода для конечных пользователей
услуги, то есть клиентов?
Партнерство с хостерами организовано у нас по принципу разделения
прибыли (Revenue Share). 2/3 стоимости услуги получает хостер, 1/3 – мы.
Так что, в первую очередь, для хостеров партнерство с нами просто
выгодно.
Большинство хостеров конкурируют друг с другом, так или иначе снижая
стоимость своих услуг, делая это или в явном виде, или с помощью акций и
скидок. Бесконечно долго использовать этот способ не получится.
Мы даем возможность хостерам предлагать своим клиентам (не только
новым, но и существующей клиентской базе) более дорогие услуги. Не
просто технологический набор ресурсов (диск, процессор, память и т.д.), а
интеллектуальную составляющую. Клиент имеет возможность получить не
техническую услугу, а законченное бизнес-решение.
Основная выгода конечных пользователей в том, что они получают очень
качественный продукт. Мы оказываем поддержку по самой системе (в данном
случае речь идет о «Корпоративном портале», в аренду мы пока предлагаем
только его), хостер обеспечивает функционирование технической площадки.
И при этом запуск полнофункциональной интранет-системы осуществляется в самые короткие сроки.
Немалым преимуществом зачастую оказывается возможность покупки разных
услуг у одного хостинг-провайдера. Компаниям проще и удобнее покупать
разные услуги (например, хостинг, почтовые сервисы, доступ в интернет) у
одного провайдера, а не у нескольких. Если этот же провайдер
предоставляет и аренду программного обеспечения – это удобно для
клиента.
Наш интерес – в развитии SaaS-направления. Мы считаем его очень
важным. Выпуск арендной редакции «1С-Битрикс: Корпоративный портал» -–
лишь первый шаг. Мы планируем предоставлять по арендной модели клиентам и
другие наши продукты.
Предлагая клиентам обе модели – и стандартную, и арендную – мы
расширяем аудиторию, с которой можем работать. Если говорить об
интранет-системах, то сегодня наша стратегическая задача – запустить
каждый второй интранет-ресурс на «1С-Битрикс: Корпоративный портал». Эта
цель абсолютно реальна, если уделять максимальное внимание сегменту
малого и среднего бизнеса. Именно такие компании в будущем будут
основными потребителями SaaS-услуг.
Согласны ли Вы, что в России есть SaaS-менталитет. Что это
такое? В чем отличие российского подхода к SaaS от взглядов Запада, в
чем «тонкие» места и пр.
Скорее не согласен. В России отношение к SaaS только формируется.
Зачастую есть путаница в понятиях, при этом не только у потенциальных
клиентов, но и у разработчиков, хостеров, СМИ.
Идеи SaaS пока для нас не очень понятны, от Запада мы отстаем (как по спросу, так и по предложениям) на несколько лет.
И поэтому наша цель – сформировать четкое и понятное представление об
арендной модели, обозначить ее преимущества, рассказать клиентам, когда
она применима, а когда – нет, сформировать рынок.
Источник |