Разместил(а): Administrator
Очень важно в погоне за безудержным
технологическим прогрессом не проглядеть личность, ее потребности и
безопасность ее социально-психической сферы. В истории не раз уже происходило
так, что грандиозные открытия человечества начинали «работать» против
самого их создателя.
Поэтому, конечно, надо говорить не только о достоинствах и
преимуществах информационного общества в духе главы корпорации «Майкрософт» Б.
Гейтса, но и о тех реальных и потенциальных угрозах, которые
информационное общество с собой несет. При этом речь не идет о том,
чтобы заражать общество пессимизмом или пугать людей техногенными
катастрофами (пессимизм, как известно, способен рождать только себе
подобные явления). Речь идет о том, чтобы проанализировать возможные угрозы
безопасности личности и сделать все необходимое для их предотвращения.
Какие же угрозы безопасности личности мы имеем
в виду? Во-первых, это проблема неравенства внутри общества по отношению к
информационным ресурсам. В обществе происходит дифференциация на тех, кто имеет
необходимые средства, чтобы технически обеспечить доступ к различной
информации, и тех, кто этих средств не имеет. Если в западных странах уже
наблюдается борьба за равные возможности в получении информации, то в России
недовольство носит латентный характер, что тоже далеко не безобидно.
Во-вторых, через Интернет распространяются
информационные воздействия, прямо угрожающие психическому здоровью человека.
Как отмечает специалист в этом вопросе Г.Л. Смолян, «сектантское
проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик,
магии, целительства, шаманства…по Интернету приобрели угрожающий размах. Как
результат – социальная и личностная дезадаптация, а в ряде случаев – разрушение
психики человека».
Неконтролируемая деятельность лжепророков способствует росту психических
заболеваний. При этом молодой человек, путешествующий по виртуальной
реальности, рискует потерять ориентиры в реальном мире.
В-третьих, «воздействие на индивидуальное сознание
человека как гражданина».
Каждый человек руководствуется собственными ценностными установками, строит
свое политическое и гражданское поведение в зависимости от того, насколько он
доверяет существующей власти. В Интернете всякого рода политические экстремисты
и авантюристы чувствуют себя совершенно свободно, манипулируя
общественным сознанием и спекулируя на экономических трудностях современного
российского общества. Поскольку наиболее активно «гуляющим» по сети Интернет
является молодое поколение, чьи ценностные ориентировки находятся в процессе
формирования, именно молодые люди рискуют стать «жертвами» подобного рода
манипуляторов.
В-четвертых, посетители «всемирной паутины» не
застрахованы также и от экономического мошенничества. Американские
исследователи Д.Ганкель и Э. Ганкель сравнили открытие киберпространства с
открытием Колумбом Америки. «Киберпространство в некотором роде
концептуализируется как место для погони за сокровищами..»
Профессиональные мошенники завалили информационную сеть предложениями о
баснословных дивидендах от участия в различных кампаниях, напоминающих
строительство «финансовых пирамид».
Не следует также забывать о том, что изменения могут
коснуться и развития человеческого сознания. Некоторые ученые предостерегают о
том, что новые визуальные и компьютерные привычки разрушают традиционную форму
научно-аналитической работы, формируя так называемое «клиповое сознание»,
которое неспособно удерживать фокус внимания на одной теме более 2-х минут.
Наконец, педагоги бьют тревогу по поводу распространения в
Интернете информации, задевающей мораль и нравственность общества.
Нейтрализация всех этих «угроз» связана,
во-первых, с изменением содержания публикуемой на сайтах информации. Необходимо
увеличить количество интересных познавательных и образовательных программ.
Молодые люди являются наиболее активными пользователями новых технологий и
часто осваивают ее раньше родителей. В мире происходит процесс смены модели
передачи культуры, когда дети, обучают своих родителей, как пользоваться
современной техникой, а также приобщают родителей к электронной культуре.
Поскольку родители нередко перестают быть авторитетом в глазах детей, дети должны
иметь возможность самообразования не только в реальной, но и в
виртуальной реальности. Во-вторых, большинство исследователей понимает
также необходимость подписания международно-правовых соглашений, с
помощью которых можно было, с одной стороны, защитить права пользователя от
несанкционированного вторжения в его сеть, с другой -
контролировать и вводить ограничения на распространение информации,
представляющей угрозу для личности и общества. По этому пути, к примеру, пошла
уже Германия, где в 1997 г. парламент одобрил закон, ставший первым в Европе
законодательным актом по Интернету, который определил ответственность за
распространение всех материалов, которые не должны появляться на экранах
компьютеров (насилие, порнография, оскорбление человеческого
достоинства). Подход германских властей открыто ориентирован на контроль
за содержанием материалов Интернета: «Интернет – это такое же средство передачи
и распространения знаний, как и любая магистраль, поэтому для него абсолютно
необходимы четкие указательные знаки»,
- заявил один из инициаторов этого закона Ю. Рюттгерс.
Некоторые журналисты считают введение контрольно-запретительных мер в
Интернете нарушением «свободы слова». Однако, как справедливо заметила графиня
М.Дёнхофф, известная немецкая журналистка, пользующаяся в немецком обществе
огромным моральным авторитетом: «Свобода без самоограничения уничтожает саму
себя»
По материалам статьи И.Н.
Новиковой "Информационное
общество и проблемы безопасности личности" www.ibci.ru
|