Разместил(а): Administrator
По прогнозам ООН, в конце октября население
планеты перешагнет рубеж в 7 млрд человек. Из них уже 2 млрд подключены к
интернету. Цивилизация по историческим меркам почти мгновенно
наполнилась огромным количеством людей, способных без труда сообщить о
своем мнении неограниченному кругу лиц. Мы переживаем настоящий взрыв
авторства. За всю историю Земли едва набиралось 200-300 млн авторов, а
сейчас их сразу на порядок больше.
Конечно, все эти люди получают лишь возможность быть авторами —
талант и страсть вместе с интернетом не выдаются. Корректнее называть их
публикаторами. Но так или иначе, количество публикаторов сравняется с
количеством читателей. Авторствующая публика спутывает привычную картину
производства и распространения массовой информации. И хотя последствий у
этого процесса будет много — не только в медиа, но и в политике, и в
других сферах, — мы должны признать, что новый субъект абсолютно
непознан.
Кто они — эти 2 млрд публикаторов? Что им надо? Как они повлияют на
общество, которое спустя еще один исторический миг будет состоять из них
практически целиком? Можно предложить классификацию, выделяющую четыре
группы публикаторов: обычные люди, знаменитости, бренды и собственно
СМИ.
Огромная армия болтунов с гаджетами обладает не только
труднопостижимым количеством солдат и генералов, но и рождает новые
качества связей. Все, что может быть узнано одним, не просто может быть,
но обязательно будет узнано другими. А поскольку кто-нибудь из двух
миллиардов обязательно обладает какими-нибудь особыми сведениями, все
вместе обладают любыми сведениями. Раньше только журналист мог узнать
что-то специальное, скрытое от общества. Теперь ту же информацию может
сообщить и публикатор, изначально находящийся внутри этой скрытой
области. Собкоры, обозреватели, аналитики, публицисты, а главное,
жалобщики интернета — везде. В том числе в закрытых сферах, для
проникновения в которые журналистам потребовалась бы аккредитация (да и
та не обеспечила бы знания подноготной). Wikileaks в новом обществе
становится обязательным.
2 млрд публикаторов рождают среду коллективного медийного
самообслуживания, которая способна сообщить себе все, что ей интересно.
Авторствующая аудитория попадает сама в себя с точностью 100% —
немыслимое для старых СМИ качество адресного обращения.
Думая об этом, мы, конечно, воображаем шум и свалку. Но это миф. В
реальности никто из нас свалку не потребляет. Во-первых, технические
инструменты позволяют нам строить любые фильтры с помощью френдленты и
закладок браузера. А во-вторых, механизм вирусного редактора отбирает и доставляет нам по системе дружеских рекомендаций именно то, что нас интересует.
Однако изумление перед этим грандиозным феноменом не должно заслонять
трезвых оценок из области человеческой психики. В реальности не все и
не всегда хотят быть авторами. «Тяжелых», первичных авторов на самом
деле немного. Поэтому освободители авторства всячески его оптимизируют и
автоматизируют. Освобожденную толпу авторов порабощают сервисы ленивого
авторства, где так легко и просто потратить дарованное волшебство на
нажатие кнопок «like», «поделиться», «проголосуй» и т. п. Эти сервисы
канализируют избыток авторской свободы и загоняют «ленивых» авторов
обратно в публику. (Что, между прочим, создает новый шанс для истовых,
пассионарных авторов.)
Новая публика формируется из тех, кому неохота напрягаться
авторством, кто согласен быть лишь оценщиком и дистрибьютором. Эта
публика будет капризной, интерактивной, с собственными авторскими
заскоками. От конкуренции с «истинными» авторами ее будет удерживать не
барьер доступа, как прежде, а лишь собственная лень. Но даже если
подавляющее большинство будет утилизировано сервисами ленивого
авторства, количество оставшихся буйных авторов будет столь велико, что с
легкостью покроет весь предыдущий авторский запас человечества.
Отдельную группу составляют знаменитости, от политиков до деятелей
культуры и искусства, спортсменов и звезд шоу-бизнеса — от Аркадия
Дворковича до Андрея Аршавина, от Кирилла Серебренникова до Елены
Ваенги. Знаменитость — тоже человек и тоже хочет отклика. Правда, в
отличие от простых смертных, для знаменитости отклик является основой
бренда. Ровно так же, как корпоративный бренд, знаменитость стремится
повысить свою узнаваемость и лояльность аудитории. В общем, с этой точки
зрения знаменитость — это больше чем человек, но меньше чем корпорация.
Корпорации, в свою очередь, уже тоже не создают ничего, кроме
контента. Материальное производство вытеснено куда-то на периферию
современности. Задача корпорации — собрать под свой бренд целевую
аудиторию (потребительскую, чиновную, инвесторскую, партнерскую).
Конечно же, это медийная задача.
Идея журналистики брендов в нашей стране воспринимается с трудом. Однако, конкурируя за внимание
аудитории, брендам придется улучшать свою медийность до того уровня,
который обществом распознается как медиа. Иначе нужные аудитории
попросту перестанут на них реагировать.
В медийной среде корпорации обладают двумя важнейшими качествами.
Во-первых, они располагают ресурсом и им не надо думать о прямой
окупаемости своих медийных затрат. Во-вторых, корпорации изначально
настроены на профессиональный тип активности. Поэтому они покупают
людей, компетенции, технологии — профессионально выстраивают свое
медийное присутствие.
И если частные публикаторы являются грозным конкурентом для СМИ с
точки зрения чудовищного охвата тем и скорости вирусной дистрибуции (что
уже заметно), то корпорации будут конкурировать со старыми СМИ с
помощью ресурсов и растущего медийного профессионализма (что еще
незаметно, но неизбежно).
Пока что медийный профессионализм — главный козырь СМИ. Второе их
преимущество — привычка общества. Легко увидеть, что оба фактора
подвержены влиянию времени. Привычка потреблять СМИ угасает. А обучение
всех прочих публикаторов происходит быстро. Они ведь тоже конкурируют за
читателя и улучшают свои медийные навыки просто по законам
естественного отбора.
СМИ могут конвергировать и мультиплатформиться как угодно, находя
самые сногсшибательные решения по улучшению себя до состояния
изумительной красоты. Но все это не отменяет одного простого факта: СМИ
больше не одиноки в медиапространстве. Монополия закончилась.
Больше того, по ряду параметров классические СМИ даже проигрывают
своим новым конкурентам. По охвату источников, интересов, тем, знаний
они уступают огромной армии частных публикаторов. По наличию ресурса и
свободе маневра — брендам-публикаторам, для которых цель медийной
деятельности — не выручка от публикаций, а эффективное воздействие. Даже
в части светской хроники СМИ могут уступать, что естественно, самим
знаменитостям.
Обнаружив себя не в собственном храме, а в толпе каких-то
самозванцев, классические СМИ, естественно, испытывают шок. Наиболее
распространенная реакция цеха — требовать от общества денег не за
пользу, а за сам факт своего существования. По всей видимости, придется
эволюционировать. И не столько в плане перевооружения (это само собой),
сколько в плане переосмысления своего места. Оно больше не эксклюзивное.
Раньше СМИ составляли собственную экосистему, теперь она растворяется в
экосистеме большего масштаба. Многие СМИ, если не вымрут, то, скорее
всего, перейдут на содержание к тем, кому нужны профессиональные каналы
информирования общества. Сильнейшие СМИ могут превратиться в какой-то
другой бизнес с существенной медийной составляющей. В том же направлении
движется и любой другой бизнес, только с противоположной стороны.
Когда-нибудь они встретятся: вот другой вариант конвергенции.
Не стоит воспринимать эти прогнозы как апокалиптические. В конце
концов, что нам надо от медиа: институт или функцию? Функция точно
сохранится. И даже расцветает буйным цветом. А уж спрос на медийные
навыки достигнет миллиардных объемов. Это не апокалипсис: конец эпохи —
всегда начало новой.
Источник |