Разместил(а): Administrator Среди моделей
управления знаниями известны модели Икуджиро Нонака, Гуннара Хедлунда, Майкла
Эрла, Эллиса Караяниса, Карла Виига, Лейфа Эдвинссона, Дэвида Сноудена, Эндрю
Инкпена и Адва Динура, Вана Бурена, Деспре и Шаувеля.
1. Модель И. Нонака. Она называется
четырехфазная модель СЭКИ
(социализация, экстернализация, комбинация, интернализация) или (SECI). Ее элементы: (1) две формы знания – неформализованное
(неявное) и формализованное (явное); (2) динамика взаимодействия – передача
знаний от фазы к фазе, от цикла к циклу; (3) три уровня социальной агрегации –
индивид, группа, контекст; (4) четыре фазы создания знания (СЭКИ); (5) условия
создания знания; (6) структура организации, ориентированная на знание. В
дальнейшем, в силу того, что это главная модель, используемая в нашей работе,
мы рассмотрим эту модель детальнее.
2. Модель Г. Хедлунда. Он ввел понятие
организации N-форма как
организации, основывающейся на знании. Главный атрибут модели – анализ двух
наборов концепций: тип неявного знания и тип явного знания (каждый тип имеет три
формы знания: познавательное, навык, воплощенное), а также четыре уровня
социальной агрегации или четыре уровня носителя (индивидуумы, малые группы,
организации, межорганизационная область).
Хедлунд вводит
движущие силы переноса знания и трансформации, которые выражены процессами: 1) оформлением и
интернализацией, взаимодействием которых является рефлексия; 2)
распространением и усвоением, взаимодействием которых является диалог; 3)
ассимиляцией и рассеиванием, которые относятся к извлечению знания из среды и
вводу знания в среду.
3. Модель М. Эрла. Как специалист по
информатике, Эрл проводит различие между данными, информацией и знанием. Знание
он делит на три категории (три уровня) :
1) принятое (accepted)
знание – «наука» (данные);
2) осуществимое (workable)
знание – «суждение» (информация);
3) потенциальное (potential)
знание – «опыт» (знание).
Потенциальное
знание, по его мнению, является самым дорогим и имеющим наибольшую
потенциальную отдачу. «Наука» и отчасти «суждение» - это основа конкуренции и
предпосылки существования организации. Применение «опыта» может дать основанное
на знании конкурентное преимущество.
Эрл
допускает, что организация может создавать и защищать знания, используя активы
знания и четыре функции:
1) инвентаризация – картографирование индивидуального и организационного
знания;
2) аудит – оценка природы и величины запланированного незнания, развитие
знания через познавательные действия;
3) социализация – создание событий, которые делают возможным для людей
обмен неявным знанием;
4) испытание – проблема неизвестного незнания рассматривается путем
обучения на базе опыта, действия и разбора необычных ситуаций.
Таблица 1.
Школы в управлении знанием (относительно понимания и анализа).
Школы |
Направления |
Технократический подход
|
1. Системная.
|
Наиболее длительно существующая
школа. Основана на традициях систем
знаний и экспертных систем. Центральная идея – получить знание и сделать
его доступным тем, кто может «использовать» его. |
2. Картографическая.
|
Школа связана с отображением организационного знания
на базе установления связи между знанием и людьми. Используется поддержка со
стороны информационных технологий. |
3. Процессная.
|
Школу можно рассматривать как результат реинжиниринга бизнес-процессов.
Базируется на двух основных идеях: 1) бизнес-процессы усиливаются, когда
оперативному персоналу будет предоставлено нужное для данной задачи знание;
2) предполагается, что процессы управления изначально более «знаниеемкие»,
чем бизнес-процессы, то есть контекстуальное знание и знание «образцовой практики» являются
важными. |
Экономический подход
|
4. Коммерческая.
|
Базируется на коммерческой
защите и использовании «знаниевых»
активов (интеллектуальной собственности), таких как патенты, авторские
права и торговые марки. В качестве примера такого подхода упоминается
компания Dow Chemical.
Знание трактуется как актив или товар. Такой подход требует команды
специалистов и создания технологии управления интеллектуальной собственностью
как рутинного (освоенного и привычного) процесса. |
Бихевиористский подход
|
5. Организационная.
|
Интенсивно используются
сообщества для активизации обмена и
создания знания, которые могут быть интерорганизационными или
интраорганизационными и часто бывают междисциплинарными. Используется также
неформальный элемент в жизни сообщества, такой как непосредственный личный
обмен и встречи. |
6. Пространственная.
|
Базируется на использовании пространства
или пространственного дизайна для того, чтобы способствовать обмену знаниями. Примерами могут
служить часто используемые метафоры, такие как место встреч около установки
по охлаждению воды, кафе-бар открытого типа или кухня как «кафе знаний», офис
открытого типа как «здание знаний». Соприсутствие и социализация используются
как средства обмена знаниями и их создания. |
7. Стратегическая
|
Управление знанием
рассматривается как размерность конкурентной стратегии. В качестве примера
служит «Скандия», которая провозгласила интеллектуальный
капитал как ключевую компетенцию компании. Целью является создать и
использовать активы знания на базе разнообразных возможных средств. Действия,
которые являются следствием этого подхода, могут включать разнообразие
средств, заимствованных из уже упоминавшихся школ.
|
Основываясь
на этих положениях, Эрл дает модель управления знанием. Она включает четыре
технических и социальных компонента: система знания, сети, работники знания,
обучающиеся организации.
4. Модель Э. Караяниса. Объединил в
управление знанием информационные технологии с управленческим и организационным
познанием. В оформленном виде модель обозначена как «Сеть организационного
знания (Organizational Knowledge Network)»,
или ОК-Net. Эта модель
построена на трех ключевых элементах: метапознание, метаобучение и метазнание.
Используется
матрица (2х2), состоящая из последовательных циклов знания, в которых
индивидуум или организация преодолевает 4 стадии понимания и неведения: незнание
о незнании, незнание о понимании, понимание незнания, понимание понимания.
Обозначается
ситуация в одной из этих ячеек (квадрантов). Действие направлено на управление
переходом из одного состояния в другое. Переходы осуществляются двумя путями:
1) способностью к взаимодействию; 2) согласованностью действий. Взаимодействие
осуществляется с помощью информационной технологии эффективным способом.
Правильно управляемое, оно порождает не только спиральное знание или возросшую
мудрость (метазнание), но также и знание методов обучения.
5. Модель К. Виига. Вииг – один из
первых, кто стал заниматься управлением знанием. Его обобщенная схема
базируется на четырех положениях, на которых должна сфокусироваться инициатива
по управлению знанием:
1) фундамент управления
знанием состоит из того, как создается знание, как оно используется при решении
проблем и принятии решений, как оно проявляется познавательно в технологиях и
процедурах;
2) необходимы постоянные
исследования знания;
3) необходима оценка знания
для каждого бизнеса до начала, в процессе и после окончания;
4) необходимо активное
управление знанием на всем жизненном цикле организации, на всех стадиях
жизненного цикла товара и инноваций.
6. Модель Л. Эдвинссона – модель интеллектуального капитала. Эдвинссон
стал известен в сфере управления знанием после того как опубликовал статьи о
своей работе в «Скандии».
Эдвинссона
занимали вопросы управления интеллектуальным капиталом и оценка активов знания.
Центральной моделью является схема организации активов фирмы, четыре компонента
интеллектуального капитала и их взаимодействие для создания стоимости: 1) человеческий капитал, включая знание и
навыки, которые могут быть конвертированы в стоимость; 2) структурный капитал
как вспомогательная инфраструктура фирмы; 3) бизнес-активы определяются как
структурный капитал, фирма использует для создания стоимости в коммерческом
процессе (обрабатывающие мощности, сети распределения); 4) интеллектуальная
собственность – интеллектуальные юридически защищенные активы фирмы.
Динамический
характер модели заключается в создании стоимости по двум источникам: 1)
инновации; 2) продукты и услуги, возникающие в результате коммерциализации
инноваций.
7. Модель Д. Сноудена - модель экологии
управления знанием. В серии статей был разработан поход к управлению
знанием, основанный на когнитивной науке, семиотике и эпистемологической
прагматике.
Сноуден
развивает ориентированную на действие систему знаний, состоящую из четырех
элементов: 1) явное и неявное знание; 2) активы знания; 3) вера; 4)
определенность и неопределенность решений по отношению к целям и причинным
отношениям.
Составлена
матрица решений, которая будет управлять процессом из четырех типов переходных
действий: 1) обменом явным знанием через системы и структуры; обменом неявным
знанием через психосоциальные механизмы; 3) преобразованием неявного знания в
явное на основе BPR; 4)
высвобождением неявного знания через веру и ее движущие силы. Все это ведет к
экологии управления знанием в фирме.
8. Модель Э. Инкпена и А. Динура – процессы
управления знанием. Они представили эмпирическую модель управления знанием,
созданную для экспликации и передачи знания между партнерами в стратегических
альянсах.
9. Модель В. Бурена – управление
интеллектуальным капиталом. Модель разработана рабочей группой по
эффективному управлению знанием в рамках виртуальной организации, составленной
из практиков управления знанием в различных областях. Модель включает два
набора характеристик: 1) которые имеют отношение к запаспм интеллектуального
капитала, включая а) человеческий капитал, б) инновационный капитал, в)
процессный капитал, в) клиентский капитал; 2) которые имеют отношение к
финансовому функционированию и эффективности бизнеса. Вводится понятие
«критических точек усиления потенциала управления знанием» и «критические процессы управления знанием»,
а также понятие «запускающих устройств».
10. Модель Деспре и Шаувеля – таксономия
управления знанием. Они выделили четыре аспекта, встречающиеся в
большинстве исследований: 1) время – в свзяи с линейным и упрощенным
представлением представлением когнитивного процесса; 2) тип – по отношению к
неявному и явному знанию; 3) уровень – относящийся к различным уровням
социальной агрегации; 4) контекст – никакой элемент знания не имеет смысла вне
данного контекста. Классифицированы все действия в области управления знаниями,
применяемые организациями. Дейсчтвет семь основных кластеров деятельности: 1)
бизнес-интеллект; 2) бенчмаркинг; 3) построение хранилищ данных; 4) программное
обеспечение для групповой работы; 5) сообщества практики; 6) инновация и
синергии, творчество; 7) обучение,
компетенции, развитие служащих.
Материал из книги В. Баранчеева: "Управление знаниями: учебное пособие" |