Информационная экономика, бизнес, общество
Коллективный блог о влиянии информационных технологий на экономику, бизнес, жизнь общества, а также об Интернет и "новой" экономике

           
Для зарегистрированных пользователей:

Главная Наука и образование Информационное общество и информатизация науки





Информационное общество и информатизация науки
Наука и образование
25.03.2010 02:13
Разместил(а): Administrator

В начале 90-х годов лозунги трансформации в постиндустриальное общество плавно сменились концептуальными декларациями построения информационного общества. 

Информационные методы все шире внедряются в научную деятельность. Информатизация, конвергенция компьютерных и телекоммуникационных технологий, переход к широкомасштабному применению современных информационных систем в сфере науки и образования обеспечивают принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования.

Эти процессы можно характеризовать как смену парадигмы в профессиональном мировоззрении, связанную с нарастающими тенденциями интеграции информационной и научно-исследовательской деятельности.

В целом информационное общество можно определить как общество, в котором:

каждый член общества имеет возможность своевременно и оперативно получать с помощью глобальных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства;
реализуется возможность оперативной, практически мгновенной коммуникации каждого члена общества как с каждым и каждого со всеми вместе, так и определенных групп населения с государственными и общественными структурами вне зависимости от места проживания на земном шаре;
трансформируется деятельность средств массовой информации (СМИ) по формам создания и распространения информации, развивается и интегрируется с информационными сетями цифровое телевидение. Формируется новая среда - мультимедиа, в которой распространяется также информация из традиционных СМИ;
исчезают географические и геополитические границы государств в рамках информационных сетей, происходит "столкновение" и "ломка" законодательств стран.
Одним из основных механизмов формирования информационного общества является информатизация, которая представляет из себя научно-технический, организационный и социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением современных информационных технологий.

Во многих странах уже разработаны или разрабатываются программы их вхождения в информационное общество и предпринимаются практические шаги по реализации таких программ. При формировании программ страны преследуют достижение следующих целей:

усиление диалога между государственными структурами, промышленностью, бизнесом, членами общества, направленного на максимальное использование возможностей внедрения и применения информационных технологий для экономического развития общества и занятости населения;
углубление и расширение информационной инфраструктуры в направлении повышения ее функциональных возможностей, надежности и эффективности;
защита интересов общества и прав личности при использовании информационных технологий;
защита информации в информационных сетях; расширение возможностей и поддержка использования информационных технологий во всех сферах народного хозяйства;
использование информационных технологий для информатизации государственных органов, прежде всего для обеспечения реализации прав граждан на получение информации от них;
усиление и расширение использования информационных технологий для новых форм и видов деятельности, а также в бизнесе, на транспорте, в области защиты окружающей среды, здравоохранения и т.д.;
обеспечение свободной конкуренции в рамках информационного общества;
улучшение и повышение эффективности доступа к техническим, экологическим, экономическим и другим информационным ресурсам в информационных сетях;
развитие научных исследований и разработок в области информационных технологий;
согласование национальных мер с политикой Европейского и Мирового сообществ по вопросам вхождения в информационное общество, в том числе в части осуществления международного сотрудничества.

Информационная сфера становится не только одной из важнейших сфер международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Страны с более развитой информационной инфраструктурой, устанавливая технологические стандарты и предоставляя покупателям свои ресурсы, определяют условия формирования и деятельности информационных структур в других странах, оказывают существенное воздействие на развитие их информационных сфер. Развитие и обеспечение безопасности информационной сферы при формировании национальной политики в промышленно развитых странах получает приоритет.

Несмотря на крайне тяжелое финансовое положение, российская наука смогла сохранить основные параметры, присущие науке промышленно развитых стран. К ним относятся: развитая сеть научных учреждений, уровень квалификации ученых, наличие научных школ, системы подготовки кадров и повышения их квалификации, количество научных журналов, международное сотрудничество и т.п. Исключение составляет уровень информационного обеспечения, количественные и качественные характеристики информационной инфраструктуры сферы науки и образования.

Проблема разработки высокоэффективной системы информационного обеспечения фундаментальной и прикладной науки в условиях экономической реформы становится важнейшей задачей государственной политики, главным элементом в организации и проведении научных исследований, внедрении их результатов. Полнота, формы и методы представления информации, временные факторы информационного обеспечения науки относятся к главным показателям качества информационного ресурса. Недостаточная полнота и запаздывание в предоставлении ученым необходимой информации по проблемам их исследований неизбежно ведет к задержке научных разработок, и, в конечном итоге, к отставанию в темпах промышленного развития.

В силу целого ряда причин переходного периода социально-экономических преобразований уровень информационного обеспечения науки и образования в России на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. Вследствие жестких финансовых ограничений резко снизился уровень комплектования даже ведущих библиотек и информационных центров как отечественными, так и зарубежными научно-техническими периодическими изданиями. Очевидно, что в ближайшие годы традиционными методами изменить ситуацию к лучшему не представится возможным. Нужны новые нетрадиционные подходы для решения проблем повышения уровня информационного обеспечения ученых и специалистов на основе масштабного использования новых информационных технологий и электронизации информационных фондов.

Мировые тенденции быстрого развития новых информационных технологий, в том числе, в сфере науки, привели к появлению большого числа разнообразных информационных ресурсов и услуг. Следует отметить, что в числе народно-хозяйственных приоритетов стоит структурная перестройка экономики, ее научно-промышленной сферы, с ориентацией на внедрение наукоемких технологий, обновление основных фондов, активизацию инвестиций с широким использованием инноваций. В связи с этим обеспечение свободного оперативного доступа российских пользователей к этим ресурсам стало одной из первоочередных задач информационного обслуживания науки, культуры и образования. Сегодня очевидно, что наиболее эффективно эта задача решается путем создания электронных библиотек, которые реализуют качественно иной подход к оперированию разнообразной информацией в электронном виде и предоставлению ее массовому пользователю.

Последние годы в России, несмотря на финансово-экономические проблемы, наблюдается заметный прогресс в использовании современных информационных технологий. В 1997 г. в стране выпущено более 200 электронных изданий на компактных оптических дисках, возникли сотни российских Web-серверов в глобальной сети Internet, содержащих разнообразную научную, культурную, образовательную, массовую и другую некоммерческую информацию. Создано несколько тысяч оригинальных учебно-образовательных программ, в том числе и для дистанционного обучения.

Тысячи исследовательских и учебных организаций, библиотеки, музеи, архивы имеют компьютерное оснащение и подключены к Internet.

Как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации из бюджета финансируются многочисленные проекты по созданию электронных информационных ресурсов. В этой же сфере активно действуют государственные и негосударственные фонды, а также коммерческие организации.

В настоящее время реализуется ряд комплексных программ, таких как:

Государственная научно-техническая программа "Федеральный информационный фонд";
Межведомственная программа "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы";
пилотная Межведомственная программа "Российские электронные библиотеки" (РФФИ и РФТР Миннауки РФ).

В рамках этих программ и проектов осуществляются: создание регионально-ориентированной инфраструктуры для генерации, поиска, предоставления и распространения информации, которая позволит существенно приблизиться к мировому уровню информационного обслуживания; развитие транспортной среды, общей для науки, образования, культуры и медицины; построение на этой основе предметно-ориентированных логических сетей.

Создаются крупные распределенные информационные системы, т.е. сети серверов, использующих общий набор стандартов представления информации, метаданных, пользовательских интерфейсов и т.д. Такая система, например, создается в рамках межведомственного проекта "Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных центров России" (LibWeb), осуществляемого при поддержке РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда.

На государственном уровне можно выделить пять блоков проблем информатизации науки и образования:

Электронизация информационных ресурсов (с учетом решения вопросов интероперабельности неоднородных коллекций) и реализация современного телекоммуникационного доступа российских ученых к информационным ресурсам ведущих национальных центров - генераторов баз данных (ВИНИТИ, ИНИОН и др.)
Создание единого унифицированного интерфейса доступа к ресурсам и электронным каталогам научных библиотек, а также создание системы цифровых библиотек - в первую очередь на базе информационных ресурсов таких ведущих российских библиотек как Российская государственная библиотека, Библиотека естественных наук Российской академии наук, Государственная публичная научно-техническая библиотека и др.
Внедрение информационных методов в процессы научных исследований: компьютерное моделирование, корреляционный анализ типа "структура-свойство", статистический анализ и др. Реализация телекоммуникационного доступа к научным базам данных, создаваемым в научных организациях страны (это порядка 20 тыс. БД в различных предметных областях: физика, химия, математика, биология, информатика и т.д.). Интеграция научно-исследовательской и информационной деятельности посредством внедрения альтернативной информационной технологии -компьютерной автоформализации профессиональных знаний. Ученые могут производить новые знания (научную продукцию) путем проведения эксперимента, теоретических расчетов, обобщения знаний, путем сбора фактов, их систематизации. К настоящему времени в российской науке - по крайней мере в ряде предметных областей (математика, геология, химия и др.) - накоплен огромный объем знаний, информации, требующий очень большого объема работ по ее обобщению, систематизации, для создания условий широкого использования этой информации учеными и специалистами. Так, в геологии и геофизике, по некоторым оценкам, накоплен такой большой объем данных, что с точки зрения прагматической результативности целесообразно было бы отказаться в ближайшие 10-12 лет от затрат на новые дорогостоящие изыскания и исследования, и сосредоточить усилия на систематизации и обработке уже имеющейся информации.
Реконструкция на качественно новой основе информационного обмена между информационными центрами восточноевропейских стран и стран - бывших республик СССР.
Реализация: а) телекоммуникационного доступа российских ученых к зарубежным базам данных с научной и технической информацией; б) доступа мирового научного сообщества к российским автоматизированным информационным ресурсам.

Следует отметить значимость разработки правовых вопросов развития отечественной информационной инфраструктуры, таких как:

правовое регулирование прав собственности, авторских и смежных прав в условиях технически легкого копирования и тиражирования любой информации, представленной в цифровом виде;
правовой статус электронных изданий и электронных публикаций;
правовое регулирование содержания (вредное и незаконное);
правовой статус провайдеров и и других поставщиков информационных услуг в телекоммуникационных сетях;
финансово-правовые вопросы распространения информации (особенно актуальные для государственных бюджетных организаций) и др.
Основной задачей программ Российского фонда фундаментальных исследований является обеспечение скоординированного и сбалансированного развития трех основных компонент информационной инфраструктуры науки: телекоммуникационных, информационных и вычислительных ресурсов.

Важной и приоритетной деятельностью Фонда является поддержка междисциплинарных исследований и разработок, а также новых актуализировавшихся направлений, таких как дистанционные исследования физических и биологических объектов (в том числе телемедицина); системы комплексного обеспечения функционирования территориально-распределенных рабочих групп ("виртуальные научные коллективы"); компьютерное обеспечение систем мониторинга крупномасштабных природных и техногенных объектов; электронные библиотеки и коллекции.

При этом в соответствии с основными принципами деятельности Фонда стоит задача обеспечить: а) эффективный контроль за выполнением проектов; б) доступность информации о результатах их реализации для научной общественности. Одним из этапов решения этой задачи стало создание мультимедийного динамического Альбома-справочника "РФФИ: поддержка телекоммуникационной инфраструктуры фундаментальной науки" и его публикация в Интернете. Благодаря визуализации данных и их представлению в унифицированном формате, хорошему поисковому сервису и использованию единой системы обозначений, Альбом дает возможность пользователю не только легко находить необходимую информацию, но и судить об эффективности поддержки Фондом как программы в целом, так и отдельных проектов. Другой особенностью этого Альбома является то, что он содержит как технические данные, представляющие интерес для специалистов, так и информацию общего характера, необходимую для принятия организационных и административных решений, а также для координации работ по развитию научных и образовательных сетей в рамках проектов и программ различных министерств и ведомств. (альбом размещен на серверах РФФИ (http://www.rfbr.ru) и Ногинского научного центра РАН (http://netserv1.chg.ru/albom/)).

Проводимая РФФИ научно-техническая и финансовая политика во многом оказывает значительное позитивное влияние как на темпы развития информационной инфраструктуры, так и на уровень проводимых в этом направлении информатики научных исследований и практической реализации новых технических решений, созданию баз данных и информационных систем, уже сегодня доступных российским ученым.

Представляется, что задача построения информационного общества является составной частью цивилизации XXI века, которая во многом будет базироваться и развиваться на основе концептуальных положений теории устойчивого развития, активно разрабатываемой зарубежными и российскими учеными.

Построение информационного общества - комплексный процесс, требующий усилий специалистов в самых разных областях науки. В силу этого настоящий сборник имеет междисциплинарный характер. Он содержит основные термины и определения, относящиеся к информационному обществу, освещает основные особенности и тенденции его развития, исследует философские, социальные и экономические проблемы, порождаемые широким распространением информационных и коммуникационных технологий, предлагает наряду с сугубо теоретическими работами результаты прикладных исследований, рассказывает о практических усилиях по созданию условий перехода к информационному обществу XXI века.

Профессор О.В.Сюнтюренко РФФИ

 







Здесь вы найдете статьи о таких понятиях как: информационный рынок, сетевое предприятие, сетевая экономика, асимметрия информации, постиндустриальная экономика и общество, электронная коммерция и интернет торговля. Кроме того, рассматриваются проблемы развития интернет и информационной экономики в России, инновационнное развитие России и вопросы внедрения новых технологий.
E-mail администратора: batot@rambler.ru При использовании материалов сайта активная гиперссылка на источник обязательна