Информационная экономика, бизнес, общество
Коллективный блог о влиянии информационных технологий на экономику, бизнес, жизнь общества, а также об Интернет и "новой" экономике

           
Для зарегистрированных пользователей:

Главная ИС предприятия Управление знаниями в информационную эпоху





Управление знаниями в информационную эпоху
ИС предприятия
03.05.2010 09:55
Разместил(а): Administrator

В информационную эпоху интеллектуальный капитал становится главным источником создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятий, усиления их потенциальной ценности и удовлетворения динамично развивающегося потребительского спроса.

Ключевым звеном в аспекте создания интеллектуального капитала является управление знаниями. Термин "управление знаниями" был введен Карлом Вингом, американским ученым и консультантом по управлению, и впервые использован в 1986 году в его выступлении на конференции в Швейцарии, проводившейся Международной организацией труда под эгидой ООН.

В начале управление знаниями рассматривалось как феномен, имеющий отношение лишь к отраслям и производствам, для которых характерны так называемые высокие технологии, изготовление новых образцов продукции непосредственно на базе конкретных научных исследований и технических разработок. Однако практика отвергла такой узкий подход. Инновационные процессы – это непременное условие развития всех сфер деятельности.

Поворотное значение в экономической теории и практике, в организации управленческих методов и оценке эффективности имеет то, что знания становятся активами организации, требующими систематической оценки, распространения и использования. Роль экономиста в организации информационных систем сводится к приобретению, усвоению и передаче знаний, созданию специфических форматов накопления и распределения знаний, мониторингу исходного и целевого состояний, а также системного взаимодействия с разработчиками программных продуктов от стадии разработки до стадии технологических отношений с заказчиками. Специфические знания экономиста во многом определяют трансформацию обычной коммерческой структуры в интеллектуальную организацию с повышенным уровнем адаптивности к динамично изменяющемуся рынку.

От "фабрик мысли" к живой компании

Термин "фабрика мысли" (Think Tank) впервые появился в США в 40-е годы прошлого века. Но наибольшее внимание "фабрики мысли" привлекли к себе в 70-е годы 20 века. Книга Пола Диксона "Фабрики мысли", вышедшая в свет в 1970 году, интегрировала в себе весь комплекс информации, накопленной в данном направлении научно - практической мысли. Необходимо отметить, что было бы ошибкой считать, что "фабрики мысли" – это исключительно организации типа "Рэнд Корпорейшн" и другие аналогичные информационно – интеллектуальные организации. Диалектика развития рынка потребовала развития «фабрик мысли» в начале в формате крупнейших транснациональных корпораций, а затем в большинстве организаций, ориентированных на выживание в условиях динамично изменяющегося рынка.

Развитие у различных транснациональных компаний собственных «фабрик мысли» привело к необходимости выработки системы представлений об организации будущего. "Эта ориентация на будущее возникла по инициативе, как самих "фабрик мысли", так и государственных органов. Создание нескольких организаций, специально занимающихся вопросами будущего, подтверждает возрастающий интерес к перспективному планированию и к размышлениям о будущности". (П.Диксон).

Необходимо отметить, что переход от "фабрик мысли" к пониманию того, что организация будущего – это живая компания, уже был замечен в работах Питера Сенге, идейного вдохновителя обучающейся организации. Его сравнение организации с ребенком, который "учится есть, ходить, говорить методом проб и ошибок", является ключевым в эволюционном пути интеллектуального сознания. Согласно Питеру Сенге системное мышление является и интеллектуальным каркасом и основной частью знаний и развивающимися на Западе методиками, облегчающими понимание ситуации в целом.

Книга Арии де Гюса "Живая компания" говорит о том, что долгоживущие компании "чувствительны к своему окружению, сплочены, с сильным чувством индивидуальности, терпимы и консервативны в вопросах финансирования". Эти выводы повторяются в книге Джерри Порреса и Джеймса Коллинза "Построено на века", которую многие рассматривают, как второй том "Живой компании". Суть аргументов де Гюса и его последователей в том, что компании для ее долговечности не достаточно просто делать деньги. Что преуспевающая компания та, которая может успешно учиться. Диалектика изменений крайне проста. Корпорация будет и должна изменяться, а измениться она может лишь в том случае, если изменится работающее в ней сообщество людей. Люди должны меняться и меняться через обучение.

Живой организм должен обладать всеми необходимыми для жизнедеятельности органами, как то: кровеносная и нервная система, сердце, легкие, органы для переработки и утилизации отходов, а также органы для получения всей необходимой информации и мозг для ее обработки. Вместе с тем, живой организм должен быть и коллективным мозгом. Б.Мильнер в своем фундаментальном труде "Теория организации" отмечает: "Отдельных работников и рабочие группы можно сравнить с нервными клетками. Для того чтобы сформировать мозг, нервные клетки должны быть здоровыми и находиться в свободных связях друг с другом таким образом, чтобы постоянно посылать информацию и получать ее от других нервных клеток, получая питание и кислород от систем, которые они обслуживают и помогают координировать". Чем больше клеточек мозга (сотрудников) принимает участие в решении проблемы, тем более эффективным будет решение. Наивно полагать, что одна клеточка мозга эффективнее, чем миллион клеток мозга.

Представляется, что видение организации будущего в виде живой организации – это интегральная модель для всех других аспектов теоретических основ создания информационных систем.

Интеллектуальные организации и информация

Интеллектуальные организации – это идеальная модель организации будущего. Слово "организация" происходит от слова "организм", что означает живое существо или полный жизни. Интеллектуальную организацию и человека объединяет разум. Интеллектуальная организация процветает, когда она проявляет активность и неустанное стремление к совершенству. Чем отличается интеллектуальная организация от обычной организации.

"Информация в интеллектуальной организации должна стать общим достоянием, она должна превращаться в часть коллективной памяти и тогда она сможет быть базисом общих представлений". (М.Рубинштейн, А.Фирстенберг) Совместное использование знаний на современном этапе возможно и в рамках сети Интернет. Сетевое общение во многом может заменить обычное общение по группам внутрикорпоративных интересов. Членство в сетевых интеллектуальных организациях позволит получить «следующие преимущества:

· Расширять знания и совершенствовать навыки

· Укреплять корпоративные ресурсы, человеческий и финансовый капитал

· Обеспечить раннее обнаружение и понимание тенденций

· Обеспечить своевременное саморазвитие

· Создать деловые союзы и товарищества

· Обеспечить надежную базу для экспериментов в области новых идей

· Вступать в будущее

Для экономиста представляется крайне важным активное участие в сетевых интеллектуальных организациях для соизмерения собственных проблем с проблемами отдельных подразделений организации и с проблемами организации в целом. Эффективный мониторинг экономических параметров работы организации важен не только высшего руководства организации, но и для всех работников предприятия, по крайне мере, составляющих интеллектуальное ядро организации.

Важность информации и формирование общих требований к информации

Один из показательных примеров важности информации приведен в фундаментальной работе Э.Тоффлера "Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века". Тоффлер описал конфликт интересов производителей и розничных торговцев при внедрении штрих - кодов. Содержание конфликта. Некоторые владельцы угрожают: "Если мои сканеры не могут прочитать коды – это ваша проблема. Я не призываю моих кассиров пробовать снова и снова и заставлять потребителя ждать. Если штрих - код не будет сканироваться, и нужно вводить его цену вручную, мы бросим этот продукт в корзину покупателя, не требуя платы за него. Мы будем просто раздавать такие товары и перестанем за них расплачиваться".

Тоффлер отмечает, что "никто и никогда не разговаривал с большими компаниями таким тоном. Но никто и никогда не владел той информацией, которой сегодня владеет розничный торговец". Эта информация является настолько жизненно важной, что некоторые производители сегодня вынуждены платить различным торговцам за нее или непосредственно, или в обмен за сервис, или через посреднические фирмы, которые получают данные у рыночных торговцев и продают их производителям.

Построение информационных систем, предназначенных для сбора необходимой информации и мониторинга жизненно важных для организации параметров, требует от экономиста представления об информационных потоках как внутри организации, так и обо всех внешних связях организации. Как человеку нужна информация для выработки разумного, адаптивного поведения, так и любой организации нужна критическая масса информации для успешного выживания в динамично изменяющемся рынке.

Формулирование требований по информационному обмену является одной из задач экономиста в рамках работы по организации информационных систем. Требования экономиста должны связать различные аспекты жизнедеятельности предприятия в единое целое, что соответствует представлению об организации как о живом организме.

Информационные системы из школы стратегии менеджмента

Специалисты в области менеджмента выделяют 10 основных школ менеджмента: школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, школа власти, школа культуры, школа внешней среды, школа конфигураций. Каждая из школ имеет свои достоинства и свои недостатки. Из всех школ стратегий менеджмента оптимально соответствуют тенденции к усилению влияния информационных систем в организациях школа обучения.

Школы стратегий различаются по характеристикам содержания процесса и по контекстным характеристикам. По характеристикам содержания процесса школа обучения ориентирована на непрерывные и постепенные изменения. Базовый процесс формируется "по ходу" и является неформальным и описательным. В стратегии применяются образцы и схемы действий. Структура организации является гибкой. По контекстным характеристикам стратегии обучения. По форме организации – специально организованная, а также профессиональная. "Ориентирована на развитие и выделение особенно во время беспрецедентных изменений и наиболее адаптивна к сложным динамическим и непредсказуемым ситуациям". (Минцберг Г., Альстрэд Б, Лэмпел Дж).

Школа обучения оптимально регламентирует роль специалиста экономического профиля в организации информационных систем в теоретическом аспекте. Более того, предписания логического инкрементализма формируют общую идейную среду и для руководителей организации, ориентированных на изменения и обучение персонала, так и на специалистов экономического профиля. "Основные предписания логического инкрементализма:

1. Опережайте официальную систему информации. Как правило, первые сигналы о необходимости изменения стратегии мы получаем не от формальной информационной службы компании.

2. Повышайте свою осведомлённость

3. Создавайте доверительные символы перемен

4. Приветствуйте новые точки зрения… Высшие менеджеры могут намеренно организовывать дискусионные собрания для того, чтобы проработать над улучшением информационной базы, которая позволила бы объективно оценить спорные вопросы.

5. Сознательно выбирайте гибкость. Невозможно представать в какой форме и в какое время возникнут те серьёзные угрозы, с которыми может столкнуться организация.

6. Пробные шары. Исполнители могут также забрасывать пробные шары, для того чтобы прощупать возможные варианты и предложения.

7. Сфокусируйте и оформите официальные обязательства.

8. Будьте готовы к постоянным переменам.

9. Признайте, что стратегия не является линейным процессом"

Школа обучения включает в себя и развивающиеся стратегии. В рамках развивающейся стратегии возможно фокусировка и на контроле над процессом и над спонтанностью. Роль специалиста экономического профиля в данном случае сводится и к мониторингу известного набора параметров, находящихся в сфере ежедневного контроля высшего руководства организации, и поиски новых форматов (экономических параметров) для включения их в систему мониторинга.

Мониторинг исходных состояний организации

В теоретическом аспекте специалист экономического профиля включён в систему решения проблем. Наиболее эффективные системы решения проблем представлены в книге М.Рубинштейна и А.Фирстенберга "Интеллектуальная организация". Для описания свойств чётко определённой проблемы они используют акроним SMART. Они выделяют SMART исходного состояния и SMART целевого состояния.

SMART исходного состояния описывается в следующих понятиях:

· Конкретный (specific). Существующее исходное состояние могло быть определено в терминах, поддающихся проверке фактов

· Измеримы (measurable). Специалист экономического профиля должен уметь измерить количественные параметры исходного состояния.

· Точный (accurate). Точность относится к достоверности фактов, определяющих исходное текущее состояние.

· Разумный и существенный (reasonable and relevant). Дать оценку исходному состоянию, не перегружая специальными изысканиями и дополнительными фактами.

· Наблюдаемый (trackable). Существующее состояние динамично. Оно непрерывно меняется по мере продвижения к цели. Поэтому, крайне важно внимательно и точно определить, где именно мы находимся по сравнению с тем, где мы недавно были, а также хотим оказаться, совершаем ли мы реальные движения к цели.

SMART целевого состояния описывается в следующих понятиях:

· Понимание цели (sense of purpose). Прежде чем вступить на путь движения к какой-то цели, мы должны сначала убедиться в том, что достижение цели удовлетворит наше понимание смысла этой цели. Без понимания цели в общем контексте, мы можем прийти к тому, что будем решать не ту проблему или будем создавать новые проблемы, которые далеко уведут нас от нашей истинной цели

· Значимый (meaningful). Цели изменяются сообразно своей значимости, иными словами, тому, насколько хорошо они отражают смысл цели. Действительно ли цель значима в концепции всей организации в целом? Цель должна служить достижению конечной цели всей организации, только тогда она будет иметь смысл.

· Согласованный и достижимый (aligned and achievable). Можно ли считать вашу цель реально достижимой, и согласована ли она с другими целями компании. Предположим, что компания хочет сократить затраты. Разумно ли требовать, чтобы все отделы сократили затраты? Это может привести к тому, что для каждого отдела такая задача окажется несогласованной с более крупными целями компании.

· Реалистичный (realistic). Некоторые цели могут быть вполне достижимы, но от этого они не становятся ни реалистичными, ни разумными. Возможная цель может состоять в том, чтобы остаться одному и уволить всех остальных. Разве это реалистично? Разве вы можете выполнить всю работу?

· Своевременный (timely). Зададимся вопросом. А как мы начали движение к цели. Сможем ли мы достигнуть желаемого за конкретное время? Нам же также важны рубежи.

Мониторинг исходного состояния организации требует нового стиля лидерства. Лидеры должны чётко сформулировать главную цель и обеспечить контекст для распределения решений на все уровни организации, где будет проявляться будущее и потребуется своевременная адаптация. Роль специалиста экономического профиля в данном формате будет сводиться как к своевременной адаптации к новым требованиям, так и к поискам инновационных решений в рамках взаимодействия со всеми специалистами, включёнными в создание единой информационной системы организации..

Формирование команды разработчиков

Формирование команды разработчиков является одной из ключевых задач руководства организации в рамках построения эффективной информационной системы. Построение информационной системы – это задача для специалистов в различных областях знаний, ориентированных на решение конкретных задач в данной области, а также обладающих соответствующими знаниями. Для специалиста экономического профиля "необходимо:

1. Быть хорошим специалистом в предметной области

2. В некоторой степени владеть программированием". (Карпычев В)

Для построения эффективной информационной системы требуется совмещение специфических знаний специалиста экономического профиля, требований руководства организации в аспекте мониторинга основных параметров жизнедеятельности организации и специфических знаний сторонних разработчиков информационных систем. Для профессиональной работы команды разработчиков на первом этапе требуется, чтобы "среднемасштабная концепция объединила несколько идей". (И.Нонака, Х.Такеучи). Без среднемасштабной концепции процесс создания эффективной информационной системы становится спонтанным.

Среднемасштабная концепция позволяет выделить отдельные аспекты работы разработчиков, продифференцировать данные аспекты для объективного анализа, а затем создать целостную концепцию. В рамках целостной среднемасштабной концепции специалист экономического профиля получает системное представление в своей собственной работе в команде разработчиков, о работе всей команды разработчиков в целом, а также об этапах выполнения тех или иных работ. Роль специалиста экономического профиля также сводится и к специфической роли представителя заказчика, так как с достаточно большой вероятностью экономисты включены в профессиональное обслуживание информационных систем после завершения работы команды разработчиков и сдачи ее заказчику.

Знание и информация

Одним из важнейших теоретических аспектов основ организации информационных систем является определение сходства и различий между информацией и знаниями. Можно выделить три положения. "Во-первых, знание, в отличие от информации, предполагает наличие мнения и убеждения. Знание – функция определенной позиции, точки зрения или намерения. Во-вторых, знание, в отличие от информации, подразумевает действие. Это всегда знание «ради какой-то цели». В-третьих, и знание и информация подразумевают значение и имеют зависящий от ситуации и относительный смысл". (И.Нонака, Х.Такеучи).

Известно традиционное определение "знание – доказанное истинное убеждение". Принято выделять два подхода к определению знания. Западное, в этом случае делается акцент на слове «истинное», и восточное (японское), в этом случае делается акцент на "доказанном убеждении". Термины информация и знание часто используют как синонимы, но между ними существуют важные различия. На основе информации вырабатываются новые подходы к толкованию событий и объектов, выявляется ранее невидимый смысл, проявляются скрытые связи. Таким образом, информация, необходимая среда, материал для привлечения или создания знания. Она влияет на знание, добавляя что-либо к нему или видоизменяя его. Достаточно широко распространено мнение, что знание – это производная от информации.

В рамках построения информационных систем информация – это поток сообщений, и хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений владельца информации. Таким образом, целью специалиста экономического профиля является и организация информационного потока с необходимым спектром знаний, как в формате специфических экономических знаний, так и в формате изменения знаний у руководителей организации..

Организационное знание

О роли знания в менеджменте написаны тысячи книг, однако вопросы создания знания и управления его созданием разработаны явно недостаточно. В формате создания организационного знания выделяют два аспекта: эпистемологический и онтологический.

Онтологический аспект. "Знание создается отдельными людьми. Без индивидуумов организация знание создать не может. Организация всего лишь поддерживает создателей и обеспечивает им необходимые для создания знания условия. Таким образом, процесс создания организационного знания подразумевает развитие организационными методами знания, созданного индивидами, и выделение его в качестве части системы организационного знания". (И.Нонака, Х.Такеучи).

В эпистемологическом аспекте обычно используется работа Майкла Полани, описавшего различия, существующие между знанием неформализованным (tacit knowledge) и формализованным (explicit knowledge). Неформализованное или «неявное» знание - это личное, зависящее от ситуации и поэтому с трудом поддающееся формализации и распространению. Формализованное или кодифицированное знание может быть передано средствами формального, систематизированного языка. Полани придавал большое значение роли неформализованного знания в процессе сознания. Полани уверен в том, что люди получают знания посредством активного создания и систематизации их собственного опыта. Таким образом, знание, поддающееся выражению словами и числами, всего лишь верхушка айсберга всего знания.

Создание сети знаний

На современном этапе информационные системы в организации начинают выполнять несколько иные задачи, чем они выполняли в конце 20 века. На сегодняшний день остро встает вопрос о создании сети знания. Само по себе создание знания – это не просто обработка объективной информации об основных позициях динамично изменяющегося рынка: конкурентах, поставщиках, покупателях, а также о показателях жизнедеятельности самой организации. Создание сети знаний решается посредством социального взаимодействия и мобилизации неформализованного знания, находящегося в распоряжении владельцев этого знания.

Создание сети знаний решает задачу мобилизации неформализованного знания в самой организации и мобилизации неформализованных знаний динамично изменяющегося рынка. Фактически, на сегодняшний день в теоретическом плане стоит вопрос о создании сети знаний единой с внешним миром. Конкурентные преимущества в условиях динамично изменяющегося рынка получат те организации, которые создают наиболее эффективные информационные системы, сети знаний, единые с внешним миром.

Создание сети знаний, единых с внешним миром, включают в себя необходимость проведения исследований, способных экстернализовать неформальные запросы организаций. Для процесса создания знаний важно мобилизовать знания, находящиеся в распоряжении небольшого числа потребителей, способных выражать мнение основной массы потребителей. От репрезентативности выборки зависит эффективность мобилизации неформализованного знания и перевода его в формализованное.

Процесс создания нового организационного знания – это краеугольный камень в инновационной деятельности. Таким образом, создание сети знаний будет проходить в формате интерактивного процесса. Из этого можно сделать вывод, что создание сети знаний происходит в рамках динамичного и интерактивного процессов создания знания. Динамичный процесс включает в себя мониторинг известного числа параметров жизнедеятельности организации и состояния динамично изменяющегося рынка, а интерактивный формат предполагает интуитивный поиск новых знаний в рамках трансформации неформализованного знания в формализованное.

От предумышленного хаоса к порядку

Динамично изменяющийся рынок постоянно порождает хаос. Организации, ориентированные на технологическую адаптацию к динамично изменяющемуся рынку, используют модель предумышленного хаоса. Различаются модели спонтанного хаоса (emergent chaos) и предумышленного хаоса (deliberate chaos). "Модель спонтанного хаоса требует навыков решения проблем, поскольку проблемы появляются постоянно. Модель предумышленного хаоса требует умения создавать хаос преднамеренно в начале, задавая вопросы, которые могут всплыть на поверхность позднее, сосредотачиваясь на поиске проблем". (М.Рубинштейн, А.Фирстенберг).

Рабочая группа по созданию информационной системы, состоящая из проектировщиков, разработчиков, экономистов, финансистов, маркетологов, представителей отдела продаж и любых других участников, составляют единую группу, ориентированную на создание программного продукта, предусматривающего технологическое расширение программы за счет введения новых параметров для мониторинга, а также новых форматов презентации данных всем участникам, подключенным к информационной системе. Особенности интеллектуальной организации заключаются в том, что хаос должен быть создан, открыто и преднамеренно. "Вопросы должны быть поставлены с самого начала. Когда вы начинаете с рассеивающих вопросов, вы придете к сходящимся ответам. Когда вы начинаете с хаоса, то заканчиваете порядком. Что значит, открыто поощрять хаос? Это означает, что каждый, занятый в проекте создания информационной системы, должен начать участвовать в нем уже на ранних этапах". (М.Рубинштейн, А.Фирстенберг). Подключение необходимых специалистов на более поздних этапах разработки приводит к организации хаоса и к непредсказуемым негативным последствиям. Хаос в конце означает массу требующих решения проблем. Наибольшие усилия должны быть приняты на раннем этапе, именно здесь надо получить максимальную обратную связь, а не тогда, когда уже, в сущности, поздно.

Процесс неустанного улучшения возможен лишь в рамках модели движения от предумышленного хаоса к порядку. Эта модель представляет собой цикл времени в цепочке, которая позволяет нам переходить от порядку к состоянию нового хаоса, но не в результате ошибки или небрежения, а по желанию и выбору. Движение от хаоса к порядку и от порядка к новому хаосу, а затем снова от хаоса к порядку и так далее – это образ жизни, обязанность неустанно ее улучшать. Это обязательство учиться всю жизнь.

В рамках неустанного улучшения каждый последующий цикл улучшения от хаоса к порядку становится более совершенным в результате извлечения уроков, поэтому продолжительность последующего цикла может оказаться короче. Процесс изучения нового и формирование сети знаний будет продолжаться в каждом последующем цикле. Когда мы достигаем точки небольшого улучшения – это может быть момент, чтобы начать двигаться в совершенно новом направлении и избежать застоя. Полученное знание также может сделать нас высокомерными, тогда мы создадим фильтр, который будет тормозить все, что не отвечает нашей парадигме. Когда парадигма, доминирующая в организации, становится слишком жесткой, наступает момент смены парадигмы, момент выхода из состояния порядка и перехода в состояние хаоса, который и поможет нам подняться к более высоким уровням порядка. Парадигмы, доминирующие в организации, следует рассматривать, как "точки сборки" прошлого опыта, а не как предел, ограничивающий новые возможности. Они должны заключать в себе возможности создания новых моделей, новых границ, новых знаний. Все парадигмы должны быть экспериментальными, если организация предана процессу постоянного совершенствования.

Необходимо отметить, что хаос – это естественное проявление динамично изменяющегося рынка. Поэтому адаптация к хаосу – это и есть адаптация к динамично изменяющемуся рынку..

Специалист экономического профиля как информационный эксперт

Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационных систем во многом определяется теми задачами, которые будет решать экономист, как информационный эксперт. Работа специалиста экономического профиля в информационном пространстве подразумевает необходимость следующих действий:

· Получение всей необходимой информации об аналогичных работах, осуществлявшихся в организации ранее

· Получение всей необходимой информации о создании информационных систем в организациях сходных по профилю

· Получение специализированной научной информации как о новейших разработках в сфере создания информационных систем, так и об особенностях работы специалистов экономического профиля в рамках разработки информационных систем

· Исследование публикаций в сети Интернет о создании наиболее эффективных информационных систем за последние годы

· (по возможности) Обращение к информационно – исследовательской фирме

· (по возможности) Посещение нескольких специализированных исследовательских кампаний, занимающихся созданием информационных систем

Выполнение вышеизложенного позволит специалисту экономического профиля профессионально выстроить собственные технические условия для их эффективного включения в создаваемую информационную систему. Информировать руководство организации о типовых требованиях создателей информационных систем и о сроках завершения отдельных этапов данной работы. Раннее подключение специалиста экономического профиля к процессу создания информационных систем в качестве информационного эксперта минимизирует проблемы организации, как на стадии создания информационной системы, так и на стадии ее эксплуатации.

Новые требования и новые возможности

Рассмотрение нескольких аспектов теоретических основ организации информационных систем и выявление в рамках данных аспектов роли специалистов экономического профиля в организации информационных систем позволяет сделать следующие выводы. Динамично изменяющийся рынок будет предъявлять новые требования к специалистам экономического профиля, но также и предоставлять новые возможности. Новые требования будут связаны с:

· Необходимостью для специалистов экономического профиля системного видения проблем организации, а не только собственных узко специальных проблем

· Расширения собственных знаний в сфере информационных систем и информационных технологий

· Развитие навыков к адаптивному восприятию, постоянных изменений в рамках динамично изменяющегося рынка

Новые возможности для специалиста экономического профиля лежат в плоскости:

· Постоянного повышения значимости знаний, которыми обладает данный специалист

· Гарантированной востребованности специалиста, имеющего опыт работы со сложными информационными системами, с программным обеспечением с "открытой периферией"

· Возможности карьерного роста до уровня high top менеджера крупных корпораций

Новые требования, как и новые возможности, для специалистов экономического профиля предъявляет и динамично развивающийся рынок. И динамика изменений будет со временем только возрастать. А будущие возможности заложены в отдельных аспектах теоретических основ организации информационных систем.

Автор: Антон Маслов

www.polit.nnov.ru

 



Охватите нужную Вам аудиторию уместной, а главное целевой рекламой
reklama-na-transporte.moscow




Здесь вы найдете статьи о таких понятиях как: информационный рынок, сетевое предприятие, сетевая экономика, асимметрия информации, постиндустриальная экономика и общество, электронная коммерция и интернет торговля. Кроме того, рассматриваются проблемы развития интернет и информационной экономики в России, инновационнное развитие России и вопросы внедрения новых технологий.
E-mail администратора: batot@rambler.ru При использовании материалов сайта активная гиперссылка на источник обязательна