Разместил(а): Administrator Сегодня наблюдаются серьезные изменения в способах персональных
коммуникаций между людьми, и причина тому - бурный рост популярности
систем обмена сообщениями и социальных сетей, однако в корпоративной
среде пока наблюдается инерция.
Сергей Рыжиков
Редкий пользователь Сети не применяет какой-либо мессенджер или не
присутствует хотя бы в одной из социальных сетей — наоборот, он
эксплуатирует сразу несколько каналов коммуникации и зарегистрирован в
ряде сообществ. Вместе с тем консервативная корпоративная среда пока еще
сопротивляется проникновению новых веяний и коммуникативных технологий.
Если дома у сотрудника компании социальные сети и программы мгновенного
обмена сообщениями давно уже превратились в необходимость, то в
большинстве крупных компаний подобные средства коммуникации все еще
считаются вредными. Работодатель руководствуется логикой, что болтовня
по «аське» или переписка в социальных сетях — это прямая потеря рабочего
времени, а следовательно, убыток компании. Однако нельзя забывать, что
средства коммуникации — это лишь инструменты, которые можно использовать
как во благо, так и во вред. Например, любую работу в Сети можно
назвать потерей продуктивного времени сотрудников, ведущую к повышению
рисков информационной безопасности. Кстати, ряд компаний соблюдает
сегодня достаточно жесткую политику ограничения доступа к информационным
ресурсам Интернета, вплоть до полного отключения от него компьютеров
сотрудников. Поэтому неудивительно, что основными средствами связи в
таких компаниях до сих пор остаются телефон и электронная почта. Вместе с
тем нельзя не отметить и позитивных сдвигов, например падения
популярности факсимильной связи — сканированные копии бумажных
документов сегодня проще отправить по электронной почте.
Социальные сети — это не только средство коммуникации. Сотрудникам динамичных и
инновационных компаний необходима возможность самовыражения, а
социальные сети и блоги оказываются для этого прекрасным средством.
Кроме того, залогом продуктивного труда является доброжелательный
микроклимат в коллективе, высокая корпоративная культура, а для этого
сотрудники должны ощущать себя частью коллектива, а не его винтиком.
Достигнуть этих целей позволяет инструментарий социальных сетей, но
применительно к компаниям корректнее говорить о корпоративных порталах
(см. таблицу), реализующих популярную сегодня концепцию Enterprise 2.0 —
использование характерных для персонального общения веб-технологий и
социальных сетей в корпоративной среде. Порталы объединяют в себе
внутренний сайт компании, хранилище информации, средства коллективной
работы, создавая среду для формирования корпоративной культуры и
предлагая работникам привычные им средства коммуникации.
Росту популярности Enterprise 2.0 в значительной степени
способствовало развитие мобильных технологий и их внедрение в
корпоративной среде. Укрупнение бизнеса, изменение характера его
ведения, информатизация общества — все это предъявляет повышенные
требования к мобильности сотрудников при исполнении ими своих
должностных обязанностей. Другой причиной повышения мобильности является
стремление компаний сократить издержки путем урезания расходов на
офисные нужды и штат постоянных сотрудников. Зачем держать работников в
офисе, платить за аренду и коммунальные услуги, когда люди могут
выполнять большую часть своих обязанностей вне его? Нет необходимости
ежедневно несколько часов тратить на дорогу, отсутствует постоянный
контроль со стороны руководства, возможно создание комфортных условий
труда.
В результате в современной корпоративной среде уже трудно четко
выделить границы офиса, но, внедрив в корпоративную среду мобильные
средства, компании столкнулись с проблемой их интеграции в рабочий
процесс. И если отдельные программы для обеспечения совместной работы
уже давно имеются на рынке, то средства формирования единой оболочки,
позволяющей не только совместно выполнять проекты, общаться, но и
объединять разрозненных мобильных сотрудников в единую команду, до
недавнего времени отсутствовали.
Корпоративный портал обеспечивает удобные средства коммуникаций,
объединяет территориально распределенных мобильных сотрудников и т. п.,
но все это не является главными задачами компании — основная работа
офисных сотрудников заключается в работе с информацией, ее поиске, в
частности и в Сети; а если оказывается, что с помощью соответствующих
механизмов найти ответ на вопрос не удается, то считается, что ответа
просто нет. Сегодня уже вряд ли кто-то пойдет в библиотеку, чтобы
перерыть несколько томов энциклопедий и справочников в поисках ответа, —
ценится уже не только информация, но и время, затраченное на ее
получение.
А где работник может найти внутреннюю информацию по компании: отчет о
законченном проекте, контакты клиента, реквизиты своей компании? Сегодня
в большинстве организаций хранилище данных, обобщающих корпоративный
опыт, располагается обычно в сетевых папках или на локальных дисках, и
разобраться, что где лежит, какой документ к какому проекту относится и
почему некоторые документы просто отсутствуют, весьма трудно. Даже
опытные сотрудники не всегда могут припомнить свои проекты прошлых лет,
а, учитывая текучку кадров, многие ценные сведения вообще навсегда
теряются в «дебрях» сетевых папок.
Источник
|