Разместил(а): Administrator
В Смоленской области снизились социальный, финансовый и
криминальный риски. Снижение социального риска, в частности, произошло за счет
уменьшения (более чем в два раза по сравнению со среднероссийским уровнем)
задолженности по заработной плате на одного занятого и повышения покупательской
способности населения. В Северной Осетии существенно снизились экономический,
политический, законодательный и криминальный риски. В республике улучшились все
составляющие экономического риска. Кроме того, в течение 2000–2001 гг. здесь
принят пакет законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. В
Ненецком же автономном округе резко выросли криминальный, социальный и экологический
риски. За последний год в округе более чем вдвое выросла доля убийств и
покушений на убийство в общем числе преступлений, на треть увеличилась
экономическая преступность.
Минимальный политический риск имеют Татарстан, Чукотка и
Орловская область, где региональные лидеры пользуются безусловной поддержкой
избирателей. В десятку наиболее социально спокойных регионов, которую
возглавляет Москва, вошли только регионы Центра и Северо-Запада. Замыкают
список национально-государственные субъекты федерации и многострадальный Приморский
край. Десятка регионов с минимальным экономическим риском представлена
преимущественно добывающими регионами со стабильной экономической базой. В
отличие от них входящие в лидеры по этому виду риска Москва, Новгородская
область и Северная Осетия развиваются на совершенно новой, реструктурированной
и адаптированной к рыночной экономике базе. Десятку регионов с минимальным
финансовым риском по праву возглавляют крупнейшие финансовые и банковские
центры России — Москва и Санкт-Петербург. Распределение регионов по рангу
криминального риска еще раз указывает на проблему восточных регионов России и
национальных образований, в которых десятилетиями не удается добиться снижения
преступности. Исключение составляют компактные округа с преобладанием сельского
населения — Агинский, Бурятский и Корякский.
Наиболее сложная ситуация сложилась в сфере крайне важных
для инвесторов законодательных рисков. В региональном законотворчестве
наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, в ряде регионов
инвестиционное законодательство вовремя не корректируется и отстает от
требований времени и общефедерального законодательного поля. То есть формально
нормативная база для инвестора создана, но ее применение становится все более затруднительным.
Среди регионов, в которых базовый закон об инвестициях и инвестиционной
деятельности не обновлялся с докризисных времен, можно назвать Волгоградскую,
Пермскую, Московскую, Ульяновскую, Свердловскую, Читинскую области,
Ставропольский край, Удмуртию, Тыву. С другой стороны, в ряде регионов наблюдается
избыточное законотворчество, переходящее в мелочную регламентацию и излишнюю
опеку деятельности инвесторов. Такую практику проводили в последний год своего
пребывания у власти прежние лидеры Волгоградской, Оренбургской, Калининградской
областей, Республики Марий Эл и некоторых других регионов. Что характерно,
нормативная база, как правило, эволюционирует от создания условий для
привлечения внешних инвесторов к преимущественному обеспечению условий
деятельности своих «оживших» предприятий.
В
отличие от более динамичного по своей сути инвестиционного риска потенциал
регионов меняется гораздо в меньшей степени. По всем видам потенциала, кроме
природно-ресурсного, безусловное первенство постоянно держит Москва. Ее доля в
общероссийском потенциале составляет от 8% (по производственному потенциалу) до
более чем 40% (по институциональному). Это свидетельствует о колоссальном
воздействии Москвы на всю Россию — столица играет роль генератора изменений.
|