Разместил(а): Administrator
5. Фискальная эффективность и гибкость:
Анализ
фискальной эффективности
предполагает рассмотрение размеров
и структуры государственного
аппарата, тенденций роста расходов
в сравнении с ростом численности
населения и увеличением налоговой
базы, гибкости в корректировке
доходов и расходов, а также степени
несбалансированности бюджета на
протяжении ряда лет. Фискальный анализ
подразделяется на анализ операционных
и капитальных счетов. Хронический крупный операционный дефицит
вызывает фундаментальные вопросы
о способности доходной базы
правительства поддерживать весь
спектр оказываемых им услуг или, с другой
стороны, о ее способности принять
на себя и выдержать бремя привлечения средств, достаточных для финансирования таких услуг. Постоянное
использование заемных средств для
финансирования операционного дефицита
не предвещает ничего хорошего в
плане способности правительства финансировать текущие расходы
с одновременным накоплением
средств для обслуживания своего
долга.
Анализ
структуры доходов концентрируется на основных источниках доходов,
изменениях их значимости
с течением времени и их стабильности в
отношении к экономической
базе. Доходы из собственных
источниках дифференцируются от трансфертных поступлений. Доходы из собственных источников
подвергаются особо тщательному
анализу, так как они представляют собой ресурсы, в наибольшей степени находящиеся
под контролем городской администрации. Исторические тенденции
в сфере основных доходов
из собственных источников анализируются
в свете тенденций экономической активности. Важна как диверсификация источников
доходов, так и
чувствительность уровня доходов к изменениям
налоговой политики.
Ключевым
фактором является потенциальная способность к получению дополнительных доходов. Она
определяется путем сравнения ставок
налогообложения, сборов и прочих
доходных статей с их аналогами в
других государственных субъектах,
оказывающих аналогичный спектр услуг.
Бремя налогов и прочих платежей выражается как отношение совокупных поступлений из собственных источников к личным доходам физических лиц, а также с помощью
иных аналогичных коэффициентов, менее чувствительных к различиям в
доходах на всех уровнях государственного управления, поскольку способность областной или городской
администрации к получению доходов
может быть ограничена потребностями в
доходах других государственных органов, частично дублирующих
услуги друг друга.
Расходы
подразделяются на
операционные и капитальные. Тенденции в сфере операционных расходов
изучаются в плане повышения
стоимости и изменений в объеме
оказываемых услуг. Анализ
операционных расходов
сконцентрирован на выявлении дискреционных
и недискреционных расходов и на чувствительности расходов
к таким факторам, как инфляционное давление
и уровень экономической
активности. Обслуживание долга носит недискреционный характер,
поэтому оно снижает уровень
финансовой гибкости, и его рост
в отношении к размеру бюджета
тщательно отслеживается.
Капитальные расходы
отличаются от операционных
расходов. Капитальным расходам зачастую
присуща большая гибкость, поскольку инвестиционные программы более
легко могут быть отложены
или прекращены, если в этом возникает необходимость. Однако
в некоторых более бедных
субъектах программы капитальных
работ используются как средство
непрерывного стимулирования
экономического развития, что
затрудняет какие-либо корректировки.
При оценке эффективности
исполнения бюджета важным
фактором является расхождение между первоначальными запланированными показателями
и окончательными результатами.
Хроническая высокая степень
отклонений от бюджета
вызывает вопросы об адекватности применяемых методов
прогнозирования, средств контроля за исполнением
бюджета, а также о
способности и желании корректировать бюджет
в течение года.
|