Разместил(а): Administrator
Подобный анализ фирма «Юниверс» готовит раз в три
месяца. Обобщенная оценка по всем группам риска записывается следующим образом:
R = (A * r),
где r — значение каждого показателя в баллах;
А — весовой коэффициент;
R — обобщенная
оценка риска.
Данная методика может быть
применена для страны в целом. Практический пример расчета по методике фирмы
«Юниверс» для России по состоянию на январь 1993 года приведен в таблице (табл.
8).
Таблица 8
Количественная оценка факторов риска в России по методике фирмы «Юниверс»
Составляющие каждой группы рисков |
Вес (А) |
Оценка (r) |
Значение (R) |
1. Социально-политический риск |
1.1. Угроза стабильности извне:
(1) — нет, (10) — очень высокая |
0,03 |
3 |
0,09 |
1.2. Стабильность правительства:
(1) — без изменений (10) — под угрозой смены |
0,1 |
8 |
0,8 |
1.3. Характеристика официальной оппозиции: (1) — конструктивная, (10) —
деконструктивная |
0,05 |
3 |
0,15 |
1.4. Влияние нелегальной оппозиции:
(1) — не существует, (10) — угроза революции |
0,04 |
6 |
0,24 |
1.5. Оценка социальной стабильности:
(1) — стабильность, (10) — крайняя напряженность |
0,1 |
7 |
0,7 |
1.6. Отношения рабочей силы с
управленческим аппаратом:
(1) — сотрудничество, (10) — частые забастовки |
0,04 |
5 |
0,2 |
1.7. Оценка уровня безработицы в следующие 12 месяцев:
(1) — отсутствует, (10) — превышает 25% от экономического активного
населения |
0,15 |
7 |
1,05 |
1.8. Оценка распределенное совокупного дохода:
(1) — равномерное, (10) — резкое расслоение общества |
0,07 |
7 |
0,49 |
1.9. Отношение властей к зарубежным инвестициям:
(1) — стимулирование и гарантии, (10) — жесткие ограничения |
0,1 |
5 |
0,5 |
1.10. Риск национализации без полной компенсации:
(1) — практически отсутствует, (10) — очень высок |
0,02 |
4 |
0,08 |
1.11 .Отношение местной бюрократии:
(1) — содействующее, (10) — эффективно коррумпированное и
противостоящее |
0,12 |
7 |
0,84 |
1.12. Вмешательство правительства в экономику:
(1) — минимальное, (10) — постоянное и определяющее |
0,07 |
8 |
0,56 |
1.13. Государственная собственность в экономике:
(1) — очень ограниченная, (10) — преобладающая |
0,07 |
9 |
0,63 |
1.14. Вероятность вооруженных конфликтов со странами СНГ или внутри
России
(1) — отсутствует, (10) — конфликты неизбежны |
0,04 |
6 |
0,24 |
ИТОГО |
1,0 |
85 |
6,57 |
2. Внутриэкономический риск |
2.1. Общее состояние экономики в следующие 12 месяцев:
(1) — очень хорошее, (10) — серьезные проблемы |
0,1 |
9 |
0,9 |
2.2. Рост ВНП в сопоставимых ценах:
(1) — рост более 10%, (10) — падение более 10% |
0,05 |
9 |
0,45 |
2.3. 0жидаемый рост ВНП в постоянных ценах по сравнению с прошлым:
(1) — значительное ускорение, (10) — резкое падение |
0,05 |
8 |
0,4 |
2.4. Рост производства промышленной продукции в следующие 12 месяцев:
(1) — рост более 10%, (10)— падение более 10% |
0,1 |
9 |
0,9 |
2.5. Рост капитальных вложений в следующие 12 месяцев:
(1) — рост более10%, (10) — падение более 10% |
0,1 |
8 |
0,8 |
2.6. Рост потребительского спроса в следующие 12 месяцев:
(1) — рост более 10%, (10) — падение более 10% |
0,05 |
7 |
0,3 |
2.7. Текущая инфляция в год:
(1) — более 5%, (10) — более 100% |
0,05 |
10 |
0,5 |
2.8. Динамика инфляции в следующие 12 месяцев:
(1) — существенное замедление, (10) — резкое ускорение |
0,05 |
7 |
0,35 |
2.9. Доступ к зарубежному финансированию: (1) — доступно, (10) — крайне
тяжело получить |
0,05 |
8 |
0,4 |
2.10. Наличие / стоимость рабочей силы:
(1) — избыток дешевой рабочей силы, (10) —нехватка рабочей силы |
0,05 |
1 |
0,05 |
2.11. Квалификация, качество рабочей силы: (1) — высокое, (10) —
квалифицированная рабочая силы практически отсутствует |
0,05 |
3 |
0,15 |
2.12. Монетарная политика:
(1) — мягкая, (10) — жесткая |
0,05 |
4 |
0,2 |
2.13. Фискальная политика:
(1) — стимулирующая спрос, (10) — жесткая |
0,05 |
5 |
0,25 |
2.14. Уровень налогообложения:
(1) — относительно низкий, (10) — крайне высокий |
0,05 |
7 |
0,35 |
2.15. Динамика уровня налогов:
(1) — будут снижаться, (10) — будут повышаться |
0,05 |
4 |
0,2 |
2.16. Развитие нефтегазового комплекса:
(1) — рост более 10%, (10) — падение более 10% |
0,1 |
6 |
0,6 |
ИТОГО |
1,0 |
105 |
6,85 |
3. Внешнеэкономический риск |
3.1. Общее состояние платежных балансов с долларовой
зоной:
(1) — хорошее, (10) — серьезные проблемы |
0,1 |
7 |
0,7 |
3.2. Торговый баланс с долларовой зоной в следующие 12 месяцев:
(1) — резко положительный, (10) — резко отрицательный |
0,1 |
8 |
0,8 |
З.З. Рост экспорта в долларовую зону в следующие 12 месяцев:
(1) — рост более 10%, (10) — падение более 10% |
0,05 |
4 |
0,2 |
3.4. Рост импорта из долларовой зоны в следующие 12 месяцев:
(1) — рост более 10%; (10) — падение более 10% |
0,05 |
5 |
0,25 |
3.5. Общее состояние платежных балансов с рублевой зоной:
(1) — хорошее, (10) — серьезные проблемы |
0,1 |
2 |
0,2 |
З.6. Торговый баланс с
рублевой зоной в следующие 12 месяцев:
(1) — резко положительный, (10)—
резко отрицательный |
0,1 |
2 |
0,2 |
3.7. Рост экспорта в рублевую
зону в следующие 12 месяцев:
(1) — рост более 10%, (10) —
падение более 10% |
0,05 |
6 |
0,3 |
3.8. Рост импорта из рублевой
зоны в следующие 12 месяцев:
(1) — рост более 10%, (10) —
падение более 10% |
0,05 |
3 |
0,15 |
3.9. Официальные ограничения в
движении капитала:
(1) — свободные перемещения,
(10) — перемещения запрещены |
0,05 |
6 |
0,3 |
3.10. Динамика официальных
ограничений на движение капитала:
(1) — существенно упрощается,
(10) — значительно затрудняется |
0,05 |
5 |
0,25 |
3.11. Динамика ограничений на
торговлю с долларовой зоной в следующие 12 месяцев:
(1) — существенно упрощается,
(10) — значительно затрудняется |
0,05 |
5 |
0,25 |
3.12. Динамика ограничений на
торговлю с рублевой зоной в следующие 12 месяцев:
(1) — существенно упрощается,
(10) — значительно затрудняется |
0,05 |
6 |
0,3 |
3.13. Изменения обменного
курса рубля в следующие 12 месяцев:
(1) — увеличение более 20%,
(10) — падение более 20% |
0,1 |
8 |
0,8 |
3.14. Изменение мировых цен на
нефть:
(1) — рост более 20%, (10) —
снижение более 20% |
0,1 |
5 |
0,5 |
ИТОГО |
1,0 |
72 |
5,2 |
|