Разместил(а): Administrator
Спонсор статьи: Сертификат соответствия Таможенного союза. Вся информация.
Вопрос определения количества
населения, так или иначе использующего информационные технологии, прежде всего
Интернет, является крайне важным для определения уровня информатизации
общества. Между тем подходы к анализу этого показателя достаточно сильно
различаются в различных системах индикаторов.
В основе методики Гарвардского
университета, используется оценка численности
аудитории Интернет (все люди, пользующиеся сетью, на регулярной или
нерегулярной основе), а также количества
зарегистрированных (или регулярных) пользователей, имеющих доступ в Интернет на
работе, дома или с места учёбы. Показатель общей аудитории Интернет
является недостаточно информативным, так как нерегулярные пользователи не
являются активными участниками «сетевой жизни». Тем не менее, для России с её
низкой степенью информированности населения о возможностях использования ИКТ
достаточно актуален, и, помимо всего прочего, может оказаться полезным при
оценке интеграции населения в информационное общество – по мере того, как нерегулярные
пользователи будут переходить в разряд постоянных пользователей информационных
сетей. В настоящее время в России максимальная численность аудитории.
В системе индикаторов ЕС
используется понятие процент
населения, регулярно использующего Интернет/ИТ. Данный показатель включает
все формы использования Интернет, и позволяет оценить, насколько сильно
связана жизнь населения с Интернет-технологиями в целом. Под «регулярностью» в
данном случае понимается «не реже чем еженедельно», а дополнительными к
этому общему индикатору являются
показатели общего числа пользователей
Интернет (в разрезе мест использования – дом, работа, учебные заведения,
общественные места доступа Internet (PIAP), Интернет-кафе,
мобильный Интернет, и др.), частоты
использования (ежемесячно, еженедельно, ежедневно), социальных данных (возраст, пол,
доход и занятие) и типа использования
ИКТ (электронная почта, посещение магазина, поиск информации и др.).
Необходимо также и определение
в рамках системы индикаторов территориальной структуры аудитории Интернет,
притом не только в разрезе районов и регионов, как это принято, например, в
Канаде[1], но и
в разрезе типа населённого пункта. Так, в США используется деление на городскую
и сельскую местности.
Увеличение объёмов и качества
домашнего доступа представляет собой одну из наиболее сложных задач
информатизации России, в силу большого числа факторов, препятствующих росту
аудитории Интернет. Для детального анализа этих факторов и определения способов
их устранения необходимо использование индикаторов, всесторонне характеризующих
пользователей домашнего Интернет
Интересной особенностью
западных систем индикаторов является повышенное внимание к использованию
Интернет молодым населением. Так, в США при анализе половозрастной структуры
населения, особое внимание уделяется использованию ИКТ детьми и подростками,
различных возрастных групп. Подобное исследование было бы полезно и для России,
в особенности, если учесть тот факт, что молодые пользователи Интернет являются
залогом будущего использования информационных технологий
Для оценки использования
Интернет населением можно использовать следующие показатели:
1.Процент населения, регулярно использующего
Интернет
2.Показатель, отражающий
информационное неравенство в плане использования Интернет
3.Процент домохозяйств,
использующих домашнего доступ в Интернет
[1] канадский отчёт Key statistics on ICT
infrastructure, use and content 2002.
|