Информационная экономика, бизнес, общество
Коллективный блог о влиянии информационных технологий на экономику, бизнес, жизнь общества, а также об Интернет и "новой" экономике

           
Для зарегистрированных пользователей:

Главная Информационная экономика Свойства сетевых благ





Свойства сетевых благ
Тагаров Б.Ж.
17.10.2010 02:27
Разместил(а): Administrator

Начинают преобладать сетевые блага. Сетевые блага - это блага, обладающие следующими свойствами:

1.     Комплементарность, совместимость и стандартность;

2.     Существенная экономия на масштабе производства;

3.     Сетевые внешние эффекты;

4.     Эффекты ловушки.

Комплементарность означает, что потребители на рынках сетевых благ осуществляют покупку блага, которое может быть использовано только совместно с другими благами: например, компьютеры потребляются совместно с мониторами. Таким образом, потребители покупают не просто отдельно взятые блага, а части системы, сети. С технической точки зрения, комплементарность означает совместимость, а совместимость требует, чтобы такие блага работали на одном стандарте.

Структура издержек сетевых благ отличается от структуры  издержек обычных благ: основная часть издержек приходится на начальный период их производства, а последующее копирование стоит ничтожно мало по сравнению с первоначальными затратами, из чего следует, что издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров.

Сетевой внешний эффект, близкий по своей сути к эффекту экономии на масштабе производства: каждый дополнительный пользователь сетевого блага увеличивает полезность для других индивидов.

В отношении сетевых благ действуют так называемые эффекты ловушки. Американские экономисты К. Шапиро и X. Вэриан выделяют пять основных причин возникновения эффектов ловушки:

1.Существующие контракты и соглашения (потребители часто оказываются пойманными условиями, заключенных контрактов, расторжение которых связано с дополнительными издержками);

2.Обучение (иногда потребителю бывает сложно переучиться для работы с другим сетевым благом: например, обучение работе с операционной системой Windows требует времени и увеличивает трансакционные издержки перехода с одной системы на другую);

3.Конверсия информации (программное обеспечение генерирует файлы, которые сохраняются в определенном цифровом формате, а переход на новое программное оборудование требует конверсии);

4.Издержки подключения (подключение к системе Интернет, к мобильной телефонной связи и т.п. сопряжено с определенными издержками).

 







Здесь вы найдете статьи о таких понятиях как: информационный рынок, сетевое предприятие, сетевая экономика, асимметрия информации, постиндустриальная экономика и общество, электронная коммерция и интернет торговля. Кроме того, рассматриваются проблемы развития интернет и информационной экономики в России, инновационнное развитие России и вопросы внедрения новых технологий.
E-mail администратора: batot@rambler.ru При использовании материалов сайта активная гиперссылка на источник обязательна