Разместил(а): Administrator
Реальности развития современного всемирного хозяйства свидетельствуют о том,
что на наших глазах происходит становление информационного технологического способа производства, приходящего
на смену индустриальному и основанного на производстве и производительном
применении информации. Производство информации,
вырастающее из функционирования индустриальных технологий, выступает внешним для них процессом. В самом
деле, так же, как станки невозможно
вырастить на деревьях (их массовое производство
лежит вне пределов аграрного технологического способа производства), так и
информация не производится на фабрике: для
массового производства знаний необходима принципиально иная система
производительных сил, превосходящая возможности индустриального производства, и
иные способы соединения живого и
овеществленного труда. Поэтому наступление информационной эпохи должно
кардинально изменить наши представления о социальных функциях технологического развития, подобно тому, как это сделал
в свое время индустриальный технологический способ производства, пришедший на
смену аграрному.
Под влиянием развития науки, ставшей непосредственной производительной
силой общества, разительные перемены претерпел и сам процесс производства знаний. При
этом наиболее существенны не
технологические изменения (наличие компьютеров, автоматизированных систем
управления, единых коммуникационных систем и
т.п.), а их социально-экономический смысл. Сегодня коренные изменения
социальной роли научно-технической информации, ее функции в развитии
человеческой цивилизации поставили мировое сообщество перед необходимостью
разработки концептуально новой модели
развития, адекватно отражающей происходящие на наших глазах перемены.
Во-первых, процесс производства знаний стал общественно осознанным, причем общественному осознанию
подверглись как возможности человечества в этом процессе, так и его
потребности. Стихийное открытие человеком законов природы сменилось сознательным
извлечением из окружающего мира необходимой человеку научно-технической
информации, занявшей соответствующее место в системе общественного разделения труда.
Стихийное применение людьми объективных законов развития материи уступило
место осознанному
овеществлению научной информации в вещественных средствах производства,
изменяющих характер, условия и функции человеческого труда.
Во-вторых, процесс производства знаний стал прогнозируемым, предвидимым, причем это предвидение исходит в
первую очередь
из объективных возможностей решения той или иной научной проблемы. Во многом
это стало возможным благодаря тому, что сами научные исследования приобрели систематический
характер, что объектами научных исследований в той или иной мере оказываются все производственные
процессы и все составные части процесса жизнедеятельности людей в целом.
В-третьих, процесс производства знаний стал управляемым, причем это управление ориентируется в
первую очередь на объективные потребности человечества в решении тех или иных
конкретных проблем. Наука во все возрастающей степени исходит из непосредственных и перспективных потребностей
развития социально-экономических систем, а в
каждый данный момент ее усилия концентрируются на наиболее актуальных
технических, экономических и социальных проблемах.
Разумеется, указанные черты информационного производства, обретенные им в течение последних
десятилетий, не снимают одного из важнейших
свойств информации — ее неопределенности. В силу этого факта информационное производство, как сложная динамическая система, всегда будет характеризоваться
элементами неосознанности, непрогнозируемости, неуправляемости. Невозможность однозначного прогнозирования результатов
информационного производства
составляет важное отличие данной сферы человеческой жизнедеятельности от
производственных процессов, совершающихся
в других сферах.
Тем не менее, именно благодаря
управляемости и прогнозируемости научных
исследований процесс воздействия науки на производство приобретает
универсальный характер. Каждое сколько-нибудь крупное нововведение в одном
звене сложного и разветвленного производственного комплекса вызывает цепную
реакцию преобразований смежных, сопряженных и замещающих производственных
процессов, какими бы удаленными на первый взгляд они ни были от исходного
пункта инновационного процесса.
|