Разместил(а): Administrator
Асимметрия информации снижает эффективность рынка в целом. Но, прежде
всего, она невыгодна продавцам хороших товаров. Они заинтересованы в том, чтобы
покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке.
Этой цели служат различные сигналы. Казалось бы, проще всего проинформировать
публику о качестве товара, непосредственно объявив об этом, например в рекламе.
Однако такое объявление не является эффективным сигналом, так как его одинаково
легко сделать как продавцам действительно хорошего товара, так и всем прочим.
Чтобы сигнал был эффективным, требуется выполнить следующее условие: продавцу хорошего
товара значительно легче подать такой сигнал, чем продавцу плохого, и это
должно быть понятно покупателю.
Например, гостевой дом в витязево можно продать дороже чем он того стоит.
В некоторой степени эту задачу выполняют свидетельства о качестве, сертификаты
и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности
государственными. Этой же цели служит репутация продавца (изготовителя),
основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю.
Фирма, пользующаяся хорошей репутацией, стремится затруднить продажу подделок
своей продукции. Для этого используются сложные в изготовлении упаковка,
этикетки и т. д. Скажем, для предотвращения подделок алкогольных напитков
применяются голографические марки, изготовление которых в кустарных условиях
практически невозможно.
Другой пример относится к рынку кредитов, где информационное преимущество
принадлежит покупателю: заемщик лучше, чем кредитор, знает о своих возможностях
и о своем намерении вернуть долг. Установление единой процентной ставки выгодно
"плохим" и невыгодно "хорошим" заемщикам. Репутация
заемщика определяется его кредитной историей, и банк может, используя имеющуюся
у него информацию, дать преимущество "хорошему" заемщику, что выгодно
и заемщику, и банку.
Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные
отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение
выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в
экономике название принципала, а сторона, выполняющая поручение, - агента. И
принципалом, и агентом могут быть и отдельный человек, и фирма, и организация,
и государственное учреждение.
|