Разместил(а): Administrator
Спонсор статьи: аквариумы. Рекомендуем.
Необходимым условием для
понимания природы информации является разграничение количественного и
качественного аспектов информации и выявление степени их экономической
значимости. Поскольку экономического субъекта в большей степени интересует
содержательная сторона информации, то из всего объема полученных им данных он
использует лишь некоторую часть, необходимую конкретному индивиду в данный
момент времени, или прагматическую информацию. Говоря о качественном аспекте
информации, предлагаем остановиться на значении и смысле информации. Первое
определение информации - семантическое: информация имеет смысл; у нее есть
предмет; это либо сведения о ком-то или о чем-то, либо руководство к действию.
Если использовать такую концепцию информации для определения информационного
общества, то в результате мы придем к обсуждению этих характеристик информации.
Все определения, относящиеся к количественному подходу, характеризуют информацию
без учета ее смысла, хотя и с различных сторон. В поисках количественного
подхода к определению информации можно обратиться к классической теории
информации Клода Шеннона и Уоррена Уивера, где используется определение
информации, резко отличающееся от обыденного семантического. По данной теории,
информация есть количество, измеряемое в «битах», и определяемое как
вероятности частотности символов. Эта дефиниция возникла из потребности
инженеров коммуникационных технологий, которые заинтересованы в измерении
хранимых и передаваемых символов, основанных на системе двоичного исчисления.
Такое определение информации
свойственно, не только технологической и пространственной концепциям
информационного общества (когда количество хранимой, обрабатываемой и
передаваемой информации служит показателем продуктивности), ведь и в
экономической концепции мы сталкиваемся с подобным игнорированием смысла
информации. Пусть здесь и не пользуются «битом» как единицей измерения, но все
равно смысл вытесняется общим показателем цены. Для инженера-информационщика
главное - количество символов в двоичной системе, для экономиста информационной
сферы - объемы продаж. А как только начинается переход от рассмотрения
концепции информации как таковой к ее измерению, сразу же утрачивается ее
гетерогенность, которая вытекает из разнообразия смыслов информации.
Интересно, что многие
теоретики информационного общества, исключив смысл из своих концепций информации,
и направив усилия на количественное измерение ее роста, приходят к выводу, что
благодаря возрастающему экономическому весу, количеству произведенной
информации или просто количеству символов, которые нас окружают, общество
должно претерпеть исполненные глубокого смысла перемены. Иначе говоря, мы имеем
дело с несоциальной оценкой информации - она существует, и все, - но должны
приспосабливаться к социальным последствиям. Подобная ситуация хорошо известна
социологам, которые утверждают, что то или иное явление не связано с развитием
общества (особенно это касается технологий и науки), однако влечет за собой
немедленные социальные последствия.
|