Разместил(а): Administrator

Несмотря на то, что оснащение компьютерной техникой
российские министерства и ведомства начали довольно активно еще в 90-х
годах, какая-либо координация инициатив, связанных с процессами
информатизации сферы государственного управления, началась практически
только в 2002 году — после принятия федеральной целевой программы
«Электронная Россия».
ФЦП «Электронная Россия» стала достаточно заметной программой, и
благодаря ей произошла значительная сдвижка и был вызван общественный
интерес к возможностям информационных технологий для их использования в
государственном управлении. И это при том, что общий объем средств,
направляемых на ФЦП «Электронная Россия», был во все года всего 5-7% от
всех средств на автоматизацию органов государственной власти.
За время реализации ФЦП «Электронная Россия» с программой происходили
очень разные приключения, сам текст ФЦП претерпел несколько редакций.
Если в начале 2002 года в составе целей ФЦП в качестве одной из целей
заявляли «использование информационных технологий для развития
демократии», то по мере развития от общих слов о том, как с помощью ИТ
«бороздим просторы большого театра», переходили к более практическим и
приземленным вещам. Так, в программе образца 2006 года были
скорректированы направления, и появилась привязка ФЦП «Электронная
Россия» к задачам административной реформы, а к 2008-2009 годам возникла
тема «электронного правительства» и предоставления государственных
услуг в электронном виде. То есть с каждой редакцией в составе ФЦП
происходила корректировка целей, задач и отдельных проектов.
Несмотря на огромное количество негативных отзывов, которые
приходится слышать по поводу «Электронной России» до сих пор, эта
программа принесла несомненную пользу. Прежде всего потому, что
способствовала осознанию и пониманию многочисленных проблем, которые
необходимо решать в процессе автоматизации госуправления в такой стране,
как Россия. Кроме того, появились и новые проекты, и реально работающие
решения. Да, их пока немного. Да и в полном смысле действующие
информационные системы появились не так давно. Но то, что «поезд
поехал», и то, что информатизация госсектора воспринимается как
естественная − эта ситуация во многом случилась благодаря именно той
подготовительной работе, которая была проведена в рамках ФЦП
«Электронная Россия» в 2002-2008 годах.
Интересно зафиксировать смену подходов к поиску и реализации
проектов, которые запускались в рамках ФЦП «Электронная Россия» в
различные периоды ее реализации:
2002—2005 годы
На первом этапе
программы (когда никто еще ничего не понимал) возникало очень много
небольших проектов по самым разнообразным темам. Предпринимались попытки
«нащупать» верные пути развития – по сути, был
поисково-исследовательский режим. Затем из общего объема проектов и идей
удалось выделить те, которые оказались действительно интересны
различным органам власти. Именно эти направления и получили поддержку на
следующем этапе ФЦП.
2005-2008 годы − укрупнение проектов
В
это период началась реализация ряда более крупных проектов: создание
системы «паспортов нового поколения», ГАС «Управление», попытка выйти на
создание системы персонального учета населения (СПУН), запуск проекта
«112», к этому же списку можно отнести и создание первого портала
государственных услуг в рамках государственного информационного центра
(ОГИЦ).
Третий этап «заката» − 2009-2010 годы
В
2009-2010 годах после очередного пересмотра конструкции реализации ФЦП
«Электронная Россия» тема информатизации госсектора в рамках программы
«схлопнулась» до трех проектов: портала государственных услуг, системы
межведомственного взаимодействия и создания «красивых синих инфоматов»
для предоставления государственных услуг». Плюс появилась универсальная
электронная карта. Больше никаких проектов не обсуждалось и не
обсуждается – «системный проект электронного правительства», который
должен был вдохнуть новую жизнь в программу, не случился. А в 2010 году
программа «Электронная Россия» была формально завершена.
Как
видится, сегодня интерес представляет вопрос − что будет происходить в
теме информатизации госсектора после 2012 года? Текущие тексты
Государственной программы «Информационное общество 2011-2020» ответа на
этот вопрос не дают.
К этому времени большинство федеральных
ведомств должны худо-бедно реализовать три упомянутых проекта. Но идеи
дальнейшего развития должны формироваться уже сейчас! Ведь в начале 2008
года и портал госуслуг, и система межведомственного взаимодействия, и
универсальная карта уже существовали в виде прототипов. По сути,
последние 2-3 года вся работа сводилась к практической реализации
намеченных ранее планов.
Сейчас никаких планов и понимания того, что
делать, на горизонте планирования 5-7 лет просто нет. Перспективы
дальнейшего развития по-прежнему непонятны (кроме перспектив развивать
сети и строить ЦОДы). А ведь для того, чтобы только оценить уже
сделанное и заложить возможности для будущего горизонта развития, нужно
как минимум несколько лет на исследования и понимание!
В том, что необходимость в новых решениях назрела, уверены не только
мои коллеги из сферы ИТ, но и чиновники самых разны уровней. Однако,
кроме красивой темы «Национальная облачной платформы», никаких реальных
предложений нет. Да и сама идея НацОС − пока только слова. Что за ними
стоит – не понятно.
Так что... всех нас ожидает очень интересное
время. А пока... Пока, с точки зрения дальнейшей автоматизации
деятельности государственных органов и создания «электронного
правительства» и информационного общества в стране, мы живем в
отсутствие хотя бы среднесрочных перспектив. Не говоря уже о
долгосрочной стратегии.
Виктор Гриднев, руководитель Центра компетенций «Информационные технологии в госуправлении» компании АйТи
Источник |