Информационная экономика, бизнес, общество
Коллективный блог о влиянии информационных технологий на экономику, бизнес, жизнь общества, а также об Интернет и "новой" экономике

           
Для зарегистрированных пользователей:

Главная Государство и ИТ Электронное правительство 2.0





Электронное правительство 2.0
Государство и ИТ
04.10.2011 05:08
Разместил(а): Administrator

Интервью с директором Центра технологий электронного правительства «Open-Government», кандидатом политических наук Григорьевым Павлом Владимировичем. Национальная экспертная сеть «ГосБук», Москва 2011.

Что такое «Электронное правительство 2.0″, в чем состоит его отличие от «Электронного правительства 1.0″?

Начать стоит с определения самой технологической платформы web 2.0 (в противовес «старому» web 1.0). Данное понятие ввел Тим О’Рейли в своей знаменитой статье. Web 2.0  – это методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Сервисы web 2.0 дают пользователям возможность одновременного и совместного использования документов – можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего пользования.

Применительно к государственному управлению это означает буквально следующее: чем больше людей принимает участие в обсуждении государственных проектов и решений, тем вернее они на выходе. Технология AJAX (лежащая в основе web 2.0) открыла новый способ привлечения граждан к обсуждению проблем государственного управления, и, соответственно, новую методику проектирования государственных информационных систем. Если классическое «электронное правительство 1.0» или правительство «дымовых труб» подразумевает реализацию такого способа управления, при котором органы государственной власти обеспечивают  качественно новый уровень оказания государственных услуг с помощью ИКТ.  «Электронное правительство 2.0» идет дальше, создавая новые каналы политического участия с целью повышения эффективности функциональных способностей государства и вовлеченности граждан в процессы принятия политических решений.

Какие проблемы в России препятствуют внедрению «Электронного Правительства 2.0″?

«Электронное правительство 2.0» предполагает повышение социальной активности общества по всем направлениям деятельности власти: в сфере законотворчества – обсуждение законопроектов, в сфере исполнительной власти – повышение активности социальных институтов по решению социально-экономических вопросов, в сфере судебной власти – активизация народного контроля. Акцент смещается на социальный капитал в разработке государственных электронных сервисов, повышение их доступности и интеграции. Как мы знаем российское общество достаточно инертно, сильны психологические барьеры при взаимодействии с властью (страх диалога, восприятие власти как нечто сакрального и т.п.).

Создание «электронного правительства» проводится в России «сверху» силами бюрократического аппарата. При этом совершенно не учитывается тот факт, что сама бюрократия не заинтересована в реформах, лишающих ее статусной ренты. А любая система web 2.0 обнажает проблемы власти, акцентирует на них внимание. Все это приводит к конфликту интересов, при котором ведомства создают «электронное правительство» для себя, так или иначе, игнорируя интересы граждан. Происходит некий «тюнинг» политического управления, на основе модных ИКТ, а не должный административный реинжиниринг.

С созданием  такого «псевдо-электронного правительства» баланс сил между чиновниками и гражданами нарушился в пользу власти, не заинтересованной в привлечении общества к процессам принятия политических решений. Данный факт неоднократно подтвержден нами совместно с ИСА РАН в результате исследований полноты и качества обратных связей российского «электронного правительства», проведенных в 2008-2009 гг.

Подавляющее большинство органов государственной власти не используют Интернет для получения обратной связи от граждан и бизнеса. Из 72  исследуемых сайтов органов государственной власти в список лучших по полноте и качеству механизмов обратных связей попали всего 6, а из 14 механизмов обратной связи, применяемых на сайтах «электронного правительства» ЕС и США, в России явно представлены только 6, при этом качество их реализации остается недостаточным.

Что получает государство, которое начинает активно использовать механизмы «Электронного правительства 2.0″? Как измерить эффективность этих механизмов?

Эксперты  Government Insights и Gartner прогнозируют, что одним из главных трендов станет фактический отказ от традиционной формы «электронного правительства 1.0». Если цитировать Ричарда Харриса из Gartner «использование технологий web 2.0 позволит госорганам изменить характер взаимодействия и  улучшить свою деятельность». Иными словами электронное правительство «одного окна» с его многочисленными формами, сложной авторизацией и непростой структурой больше не актуально. На смену ему приходят открытые системы, а государство все больше привлекает бизнес (социальные сети) для оказания услуг гражданам.

Потенциал web 2.0 позволяет ставить новые цели реформ, которые ранее были недостижимы из-за технологических ограничений коммуникационной среды.

Отрадно, что многие идеи «электронного правительства 2.0» в России активно популяризует Президент Д.А. Медведев. Например, проект «Общественного обсуждения законопроектов», который стартовал с обсуждения проекта ФЗ «О полиции» (http://zakonoproekt2010.ru). Идея создания такого инструмента общественных дебатов с целью более активного участия граждан в демократическом принятии решений реально показала себя.  За время работы сайта с 7 августа по 15 сентября 2010 года его посетило более 1,5 млн. человек. По словам Президента из 30 тыс. комментариев, 20 тыс. оказались полезными и представляют собой конкретные предложения. Подобные проекты наглядно показывают преимущества новых технологий для повышения эффективности политико-административного управления.

Если рассматривать пример с комментариями в государственных блогах чиновников, эти же технологии обличили проблемы нашего общества. Они показали несостоятельность и слабую эффективность власти в решении многих вопросов.

Какие данные государственным органам власти следует открывать в первую очередь?

Открывать можно все, что разрешено законом. В этом же вопросе мне бы хотелось обратить внимание еще на одну проблему: государственную и военную тайну сегодня выдают сотни тысяч пользователей социальных сетей.  За несколько минут можно узнать номера и названия секретных воинских частей,  найти фотографии спецназа ФСБ и т.п.  Еще лет пять назад на составление столь же подробного бюллетеня надо было потратить годы работы специалистов и значительное количество финансовых средств. Сегодня достаточно зарегистрироваться в социальной сети и получить все необходимые данные. В XXI веке индивид в интернет нарушил монополию государства на информацию. Он стал ее производителем, потребителем и трансмиттером. Данные процессы в России сегодня никак не регулируются и остаются в зоне личной ответственности. Пока еще не было прецедентов, чтоб кто-нибудь из пользователей социальных сетей был наказан за разглашение государственной или военной тайны.

Какие страны, на Ваш взгляд, наиболее продвинулись сегодня в развитии Электронного Правительства 2.0?

На мой взгляд, в технологиях «электронного правительства 2.0» наиболее продвинулись сегодня США. Барак Обама еще в период своей избирательной кампании понял всю силу и потенциал web 2.0. Предложенная им концепция «Open-Government» предполагает создание инфраструктуры, раскрывающей исходные правительственные данные для общего пользования и комментариев. Государство задает информационный повод, а граждане получают все возможности его обсуждения, так как сайты Веб 2.0 позволяют им свободно добавлять свои отзывы и мысли по тем или иным проблемам без ущерба для достоверности исходной информации.

Насколько чиновники продвинулись в понимании модели «Электронного Правительства 2.0″?

Сегодня каждый пятый губернатор в России имеет свой блог в интернете. Не последнюю роль в этой активной «интернетизации» сыграл Президент РФ. Однако анализируя содержательную сторону многих интернет-дневников понимаешь, что большинство чиновников воспринимают их лишь как модный атрибут. Блоги первых лиц регионов за редким исключением не являются эффективным средством коммуникации и не используются для продвижения территории или повышения эффективности принятия политических решений.

То, что выгодно для системы в целом, оказывается крайне нежелательным для ее элементов в отдельности. Среди причин сопротивления чиновников новой модели «электронного правительства 2.0» можно выделить:

- опасения потери «статусной ренты», власти и влияния;
- опасение за свое существующее должностное положение (рабочее место);
- «технический шок», незнакомство с новыми технологиями и боязнь ошибок в их использовании;
-  опасение увеличения объема работы;
- опасение, что новые технологии будут снижать возможность получения неофициальных платежей (взяток) в обмен на использование служебных возможностей.

Переход на новую систему – это своего рода стресс для чиновников. Требуется организация просветительской работы, направленной на разъяснение государственным служащим целей и задач новых программ, а также их возможностей, чем и занимается в настоящее время наш Центр. Спасибо!

Источник 

 







Здесь вы найдете статьи о таких понятиях как: информационный рынок, сетевое предприятие, сетевая экономика, асимметрия информации, постиндустриальная экономика и общество, электронная коммерция и интернет торговля. Кроме того, рассматриваются проблемы развития интернет и информационной экономики в России, инновационнное развитие России и вопросы внедрения новых технологий.
E-mail администратора: batot@rambler.ru При использовании материалов сайта активная гиперссылка на источник обязательна