Разместил(а): Administrator Китайский предприниматель Джо Чэнь может стать главным героем
следующего крупного технологического IPO — его социальная сеть Renren
размещается на NASDAQ и планирует привлечь $500 млн.
Renren начинался как клон Facebook, но не может, конечно, тягаться с
его оценкой — больше $50 млрд. После IPO (им занимаются Morgan Stanley,
Credit Suisse и Deutsche Bank) рыночная капитализация сети может
составить $2-3 млрд. Renren — уже не первый клон американского сайта,
проводящий публичное размещение раньше оригинала. Прежде это удавалось
Youke (аналог YouTube) и реплике Amazon — Dangdang. В прошлом году Китай
поставил 22 (из 61) стартапа, которые вышли на открытый рынок в США.
Еще больше ожидают своей очереди в этом году — например, видеообменник
Tudou.
Владелец Renren компания Oak Pacific Interactive привлекла рекордные
инвестиции венчурного капитала для китайского стартапа — около $500 млн
($430 млн были получены в 2008 году от японского конгломерата Softbank
Corp за долю в 35%). Самому Чэню все еще принадлежит 30% компании,
основанной им в 2002 году. Среди совладельцев венчурные компании DCM,
General Atlantic и Accel Partners (ранний инвестор Facebook).
Ведущий бренд компании Oak Pacific сайт Renren выбился в лидеры в
китайском сегменте социальных сетей, в то время как три больших
китайских интернет-гиганта, Baidu, Alibaba и Tencent (Чэнь называет их
«BAT»), завоевали рынки поиска, электронной коммерции и мгновенных
сообщений.
По данным Analysys International, Renren насчитывает 160 млн
зарегистрированных пользователей. (Аналитики IDC оценивают китайский
рынок социальных сетей в 100 млн подписчиков и прогнозируют рост на 40% к
2014 году). Renren занимает 16-е место в списке популярных китайских
сайтов (Alexa), уступая Baidu, сервису мгновенных сообщений «QQ» от
Tencent, аукциону Taobao, и сайтам видеообмена Youku и Tudou.
Если Facebook все-таки придет сейчас в Китай (а пока он там
заблокирован), его шансы обойти Renren совсем неочевидны. Великую стену
не смогли покорить ни MySpace, ни eBay, а Google в прошлом году перестал
поддерживать в стране свой поисковик, не желая мириться с цензурой.
Джо Чэнь, как и многие основатели ведущих китайских стартапов, пришел
в бизнес, получив образование в лучших американских университетах и
опыт в Кремниевой долине. Одним из кумиров Чэня является Уоррен Баффетт.
Он бегло говорит по-английски — когда ему было десять лет, его семья
переехала из центрального китайского городка Вухан в США.
Чэнь начинал учиться на физика, позже получил степень МВА Стэнфорда и
степень магистра Массачусетского технологического института. В
Стэнфорде он вместе с одногруппниками создал сетевой стартап для бывших
выпускников Chinaren.com. Торгующийся на NASDAQ портал Sohu.com приобрел
его в 2000 году за $33 млн — год спустя после того, как Чэнь окончил
Стэнфорд.
Стараясь получить свою долю в быстро растущем китайском секторе интернета и мобильных коммуникаций, Чен перепробовал многое.
Покупая и создавая бесчисленное количество сайтов, с тех пор как он
вернулся в Китай в 2002 году после пары неудачных ранних предприятий в
Далласе, он пришел к выводу, что необходимо изменить бизнес-модель. От
беспроводных коммуникаций он перешел к социальным играм и социальным
сетям. В 2009 году Чэнь ребрендировал аналог Facebook, сайт Xiaonei.com,
который он приобрел в 2006 году, назвав его Renren. Затем, в прошлом
сентябре, Чэнь соединил Renren с сайтом социальных игр Kaixin.com.
Летом, когда пройдет размещение, Чен вполне может стать следующим китайским интернет-миллиардером.
Источник |